Материалы » Педагогическое обеспечение здоровья школьников на уроках технологии » Исторический анализ здоровьесбережения

Исторический анализ здоровьесбережения

Страница 2

В Древней Греции система воспитания была направлена на формирование гармонически развитой личности, идеалом являлся физически здоровый человек, воспитание которого не мыслилось без физических упражнений. В Спарте огромное внимание уделяли физическому развитию. Здоровье будущего ребенка связывалось в первую очередь с физическим совершенством и здоровьем матери, поэтому спартанские женщины занимались физическими упражнениями, как и мужчины. «На древе человеческой цивилизации» спартанская культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью: Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника, но неслучайно их традиции физического воспитания, закаливания, охраны здоровья стали предметом подражания молодежи последующих поколений. Более систематические и основательные подходы к охране здоровья детей прослеживаются в педагогических идеях и практике образования Древнего Рима. Квинтилиан в своем главном труде «Ораторское образование» сравнивает ребенка с «драгоценным сосудом», с которым необходимо бережно и уважительно обращаться.

Здоровое семейное воспитание должно оберегать детскую психику. В Древнем Риме окунали ребенка в воду и только после этого давали ему имя. По мнению Квинтилиана, нельзя прибегать к физическим наказаниям, так как это подавляет стыдливость, формирует рабские качества.

Известный философ античности Платон в трактате «Законы» писал о необходимости того, чтобы все вели здоровый образ жизни, провозглашая принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения. Особое внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным играм, упражнениям и танцам.

Магомет, основатель ислама, настойчиво рекомендовал соблюдать гигиенические требования. В Коране, главной книге верующих ислама, обращается особое внимание на гигиену, на то, что чистота - половина веры. Таким образом, в школах древневосточных и древних античных цивилизаций появлялись зачатки здоровьесбережения учащихся. Организация элементарного учебного процесса, его специфики требовали и в то время, когда еще были незначительными учебные нагрузки, обращать определенное внимание на проблему сохранения здоровья учащихся. Для рассматриваемого периода были характерны:

появление различных способов сохранения физического и психического здоровья обучаемых;

вооружение их первоначальными медицинскими знаниями;

акцентирование внимания на соблюдение элементарных гигиенических установлений;

использование различных физических упражнений, систем, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

первые обоснования необходимости вести здоровый образ жизни.

В практике образования раннего Средневековья причудливо переплетались физическая (варварская) античная и христианская традиции. В Галлии в VIII -V XI вв. идеалом воспитанности считали обладание физическими и интеллектуальными достоинствами. Но в большинстве школ Средневековья на охрану здоровья не обращали особого внимания. В школах царили жестокость и физические наказания: до XI в. учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине, голому телу. В XIV - XV вв. розгу, палку и плеть сменил бич, даже популярный учебник по грамматике назывался «Берегущая спину».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Начало систематически-школьного образования женщин
В заключение обзора средневекового образовательного строя, нам нужно упомянуть еще об одном виде образования средних веков, который только с начала средних веков и делается заметным,—начинает собственно, быть, — и в котором, разумеется, также чувствуется очерченный нами схоластический строй. Это — ...

Проблемное обучение
Проблемное обучение – обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемное обучение направлен ...

Методы закрепления изучаемого материала
Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и осмыслением их учащимися. Но, как отмечал дидакт М.А. Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся». Исходя из приведенной выше ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru