Современное состояние общества, экологии и экономики неблагоприятно отражается на здоровье человека, вследствие чего растёт число детей, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, а также щадящая здоровье организация образовательного процесса.
Проблема разработки здоровьесберегающих педагогических технологий существует с тех пор, когда на Земле появилось человеческое общество. Самое раннее упоминание о системе воспитания мы находим в трудах греческих педагогов и философов. В Древней Греции существовали две системы воспитания: спартанская и афинская. Воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Спартанский воин должен был быть выносливым и мужественным. Афинская система воспитания предполагала интеллектуальное развитие и развитие культуры тела – писали в своих трудах Сократ и Аристотель.
Классики эпохи Возрождения (Томмадо, Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень) уделяли в своих работах большое внимание формированию здорового образа жизни у детей младшего и среднего школьного возраста.
Согласно новейшим археологическим данным, первая цивилизация на Земле возникла в VII-V вв. до н. э. в Малой Азии, ее называют КАПРАС и считают прародиной России (В.И. Щербаков, H.A. Смирнов). По мнению историка Д. Меларта, это было общество, имеющее достаточно сложное социальное устройство. Жители КАПРАСа обладали письменностью и обучали детей индивидуально в семьях или храмах, где формировали у учащихся умения сохранять свою жизнь и здоровье.
Изучение исторических письменных источников показывает, что и в последующие эпохи в учебных заведениях практически всегда присутствовали элементы здоровьесбережения учащихся. Так, в школах Древнего Египта, наряду с другими предметами, учащиеся изучали медицину, получали первоначальные медицинские знания, обучались приемам закаливания, подвижным играм. В процессе обучения физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».
Гиппократ с нескрываемым восхищением отмечал, что египтяне - самый здоровый народ на свете, и объяснял это строгим соблюдением гигиенических установлений. Повсюду в Египте бани были прекрасно устроены и доступны каждому, а египетские лечебницы называли домами жизни.
Наиболее древними оздоровительными системами являются индийская «Аюрведа» и китайская «Конг-фу», в которых были даны гигиенические предписания, советы по диете, массажу. В этих источниках указывается на то, что одним из важнейших факторов сохранения и укрепления здоровья являются обязательные физические упражнения. «Аюрведа» содержит советы по сохранению здоровья: у людей всегда должны быть чистыми руки, ногти и волосы коротко стрижены, тело чисто вымыто. Составители «Аюрведы» считали, что раны быстрее заживают у тех, кто приучен к чистоте. В древнеиндийских школах толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение повышенного типа) детей обучали способам врачевания и сохранения здоровья.
Другая информация:
Методы обучения технологии
Под методами обучения технологии понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учащимся технологических знаний, умений, навыков, осуществляется разностороннее развитие и воспитание его личности. В определении понятия метода обучения те ...
Различные подходы к трактовке понятия функции в курсе
математики в средней школе
Задача. При каких значениях параметра а уравнение имеет ровно четыре корня? Строим графики функций и в одной системе координат, воспринимая равенство как равенство значений выбранных функций. Построим график четыре точки пересечения получаем для . При (координаты точки максимума (1,2)) получаем вер ...
Первичная диагностика уровня знаний и умений учащихся
С целью выявить уровень знаний и умений учащихся по теме «Пропорции и выразительные средства графики при рисовании фигуры человека» нами была проведена первичная диагностика уровня первоначальных знаний детей. Нами были использованы следующие методы: – тестирование, – рисуночный тест (фигура челове ...