Материалы » Педагогическое обеспечение здоровья школьников на уроках технологии » Исторический анализ здоровьесбережения

Исторический анализ здоровьесбережения

Страница 1

Современное состояние общества, экологии и экономики неблагоприятно отражается на здоровье человека, вследствие чего растёт число детей, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, а также щадящая здоровье организация образовательного процесса.

Проблема разработки здоровьесберегающих педагогических технологий существует с тех пор, когда на Земле появилось человеческое общество. Самое раннее упоминание о системе воспитания мы находим в трудах греческих педагогов и философов. В Древней Греции существовали две системы воспитания: спартанская и афинская. Воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Спартанский воин должен был быть выносливым и мужественным. Афинская система воспитания предполагала интеллектуальное развитие и развитие культуры тела – писали в своих трудах Сократ и Аристотель.

Классики эпохи Возрождения (Томмадо, Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень) уделяли в своих работах большое внимание формированию здорового образа жизни у детей младшего и среднего школьного возраста.

Согласно новейшим археологическим данным, первая цивилизация на Земле возникла в VII-V вв. до н. э. в Малой Азии, ее называют КАПРАС и считают прародиной России (В.И. Щербаков, H.A. Смирнов). По мнению историка Д. Меларта, это было общество, имеющее достаточно сложное социальное устройство. Жители КАПРАСа обладали письменностью и обучали детей индивидуально в семьях или храмах, где формировали у учащихся умения сохранять свою жизнь и здоровье.

Изучение исторических письменных источников показывает, что и в последующие эпохи в учебных заведениях практически всегда присутствовали элементы здоровьесбережения учащихся. Так, в школах Древнего Египта, наряду с другими предметами, учащиеся изучали медицину, получали первоначальные медицинские знания, обучались приемам закаливания, подвижным играм. В процессе обучения физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

Гиппократ с нескрываемым восхищением отмечал, что египтяне - самый здоровый народ на свете, и объяснял это строгим соблюдением гигиенических установлений. Повсюду в Египте бани были прекрасно устроены и доступны каждому, а египетские лечебницы называли домами жизни.

Наиболее древними оздоровительными системами являются индийская «Аюрведа» и китайская «Конг-фу», в которых были даны гигиенические предписания, советы по диете, массажу. В этих источниках указывается на то, что одним из важнейших факторов сохранения и укрепления здоровья являются обязательные физические упражнения. «Аюрведа» содержит советы по сохранению здоровья: у людей всегда должны быть чистыми руки, ногти и волосы коротко стрижены, тело чисто вымыто. Составители «Аюрведы» считали, что раны быстрее заживают у тех, кто приучен к чистоте. В древнеиндийских школах толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение повышенного типа) детей обучали способам врачевания и сохранения здоровья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Подходы социокультурного построения образовательных процессов
В педагогике как отрасли гуманитарного знания понятие «культура» рассматривается в контексте единства освоения духовной деятельности человека и человечества. Это положение, став основой педагогической теории и практики, приходит на смену представлению об образовании, как узкопрофильной деятельности ...

Опыт работы с использованием блочно-модульной технологии преподавания истории
Прежде, чем внедрить в практику своей работы блочно- модульную технологию я в течение 2 лет проводила среди учащихся 5 – 9 классов анкету и выясняла, в чём причины трудностей на уроке. Причины трудностей на уроке № Что мешает учиться лучше 2002–2003 2003–2004 1. Недоступность учебного материла 8 8 ...

Понятие форм воспитательной работы
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru