Современное состояние общества, экологии и экономики неблагоприятно отражается на здоровье человека, вследствие чего растёт число детей, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, а также щадящая здоровье организация образовательного процесса.
Проблема разработки здоровьесберегающих педагогических технологий существует с тех пор, когда на Земле появилось человеческое общество. Самое раннее упоминание о системе воспитания мы находим в трудах греческих педагогов и философов. В Древней Греции существовали две системы воспитания: спартанская и афинская. Воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Спартанский воин должен был быть выносливым и мужественным. Афинская система воспитания предполагала интеллектуальное развитие и развитие культуры тела – писали в своих трудах Сократ и Аристотель.
Классики эпохи Возрождения (Томмадо, Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень) уделяли в своих работах большое внимание формированию здорового образа жизни у детей младшего и среднего школьного возраста.
Согласно новейшим археологическим данным, первая цивилизация на Земле возникла в VII-V вв. до н. э. в Малой Азии, ее называют КАПРАС и считают прародиной России (В.И. Щербаков, H.A. Смирнов). По мнению историка Д. Меларта, это было общество, имеющее достаточно сложное социальное устройство. Жители КАПРАСа обладали письменностью и обучали детей индивидуально в семьях или храмах, где формировали у учащихся умения сохранять свою жизнь и здоровье.
Изучение исторических письменных источников показывает, что и в последующие эпохи в учебных заведениях практически всегда присутствовали элементы здоровьесбережения учащихся. Так, в школах Древнего Египта, наряду с другими предметами, учащиеся изучали медицину, получали первоначальные медицинские знания, обучались приемам закаливания, подвижным играм. В процессе обучения физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».
Гиппократ с нескрываемым восхищением отмечал, что египтяне - самый здоровый народ на свете, и объяснял это строгим соблюдением гигиенических установлений. Повсюду в Египте бани были прекрасно устроены и доступны каждому, а египетские лечебницы называли домами жизни.
Наиболее древними оздоровительными системами являются индийская «Аюрведа» и китайская «Конг-фу», в которых были даны гигиенические предписания, советы по диете, массажу. В этих источниках указывается на то, что одним из важнейших факторов сохранения и укрепления здоровья являются обязательные физические упражнения. «Аюрведа» содержит советы по сохранению здоровья: у людей всегда должны быть чистыми руки, ногти и волосы коротко стрижены, тело чисто вымыто. Составители «Аюрведы» считали, что раны быстрее заживают у тех, кто приучен к чистоте. В древнеиндийских школах толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение повышенного типа) детей обучали способам врачевания и сохранения здоровья.
Другая информация:
Представление об учебной задаче в начальной и
подростковых школах
В настоящее время нет описаний учебной задачи в подростковой школе. Ее структура и содержание только обсуждаются разработчиками. Отметим, что представления об учебной задачи в подростковой школе мы получили из соотнесения следующих источников, анализа материалов экспериментального курса С.Ф. Горбов ...
Организация экспериментального исследования по рассматриваемой
проблеме
При разработке методики констатирующего эксперимента основополагающим является современное понимание психологического и психофизиологического содержание процесса письма в норме. Осуществлялась опора на результаты исследований, касающихся этиологии, патогенеза, симптоматики структуры дефекта при общ ...
Специфика образовательного сервиса на современном этапе
Образовательный сервис на современном этапе является одним из самых значительных и динамичных элементов социальной инфраструктуры. Родоначальником современной системы образования, которой мир пользуется уже четвертое столетие, по праву считается Ян Амос Коменский. Изменялись формы правления, сходил ...