Материалы » Педагогическое обеспечение здоровья школьников на уроках технологии » Исторический анализ здоровьесбережения

Исторический анализ здоровьесбережения

Страница 5

Во второй половине XIX – начале ХХ века возникла идея «педагогизации среды» (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.

В первые десятилетия ХХ в. появились работы, рассматривающие зависимость процесса формирования здоровья образа жизни школьников от уровня развития их сознания, факторов воли и установки доминантов волевого посыла (И.Т.Назаров, Е.А.Андрианова и др.).

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. вновь становится актуальной проблема формирования здоровья. Новая установка на гигиенический аспект здорового образа жизни была вызвана необходимостью послевоенного времени. Основоположником советской системы гигиенического воспитания школьников признан И.И. Мильман. Еще в 120-е гг. он разработал систему уроков здоровья, а его последователи издали серию учебных пособий по личной и социальной гигиене, профилактике, сохранению работоспособности.

Вопросами укрепления здоровья школьников уделяется пристальное внимание в трудах В.А.Сухомлинского. В своей книге «Сердце отдаю детям» он писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 процентов неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе- плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и подающееся излечению только совместными усилиями родителя, врача и учителя».

В конце 1960-х и начале 1970-х гг. идет разработка проблемы охраны здоровья детей (Н.А.Бернштейн, Н.П.Дубинин, А.А.Дубровский, А.И.Киколов и др.).

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели.

Занимавшиеся вопросами начального образования Н. А. Корф и Н. Ф. Бунаков придавали большое значение соблюдению санитарно-гигиенических правил в детских учреждениях, В. А. Фармаковский считал, что школьное здание должно быть эстетически оформлено, благоустроено, чтобы способствовать формированию доброго нрава и вкуса детей.

После долгих лет забвения проблема здоровья школьников была возрождена только в конце 40-х – начале 50-х годов XX века. Это было вызвано необходимостью послевоенного времени. Основоположником советской системы гигиенического воспитания школьников был И. И. Мильман. В 1920 году им была разработана система уроков здоровья, получившая своё развитие в середине XX века.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Классификация детских игр
Детские игры - явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. ...

Взрослый человек как субъект обучения
Андрагогика имеет дело с общими закономерностями обучения взрослых, с научно-методическим и кадровым обеспечением этой деятельности. По мнению известного социолога И.С. Кона, возрастные категории имеют три системы отсчета, куда входят: - закономерности индивидуального развития (возможности человека ...

Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике
В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике. Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru