Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги,
И свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес-и, как в безлунной бездне,
Все-все-до муравьиной кучи,
До ежика, до светлячка-исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи .
Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,
Чтоб в ручеек Аленушка глядела.
Вывод: Искусство - великая сила, способная заставить человека любить, тревожиться, страдать, посмотреть на себя и на дела свои обновленными эстетическими чувствами глазами.
- Музыкальным продолжением этой мысли и разговора о лесе- слушание в грамзаписи "Детской симфонии" И. Гайдна.
- Музыкально-художественный образ природы, отраженный в симфонии Гайдна, выразить через стихотворение Е. Пяткиной "Лесная увертюра"
О теплых днях весны, о щедрых днях
Звучит многоголосие увертюры,
Звенит вода в ручьях, трещат остатки льда,
Выводит зяблик трель колоратуры.
Гудит гусиный клин, тревожа неба синь,
И будорожат лес синицы, не смолкая.
Курлычут журавли . Один . Еще один .
И сердце дрогнуло ликуя и страдая,
Мелодия весны . В ней удальство и грусть.
Поет моя мечта над рощей пролетая.
Как ты прекрасна, песенная Русь,
В неброский день распахнутого мая!
Краткий комментарий учителя.
Беда, если наступит такое время, когда только в произведениях искусства мы сможем услышать голоса природы.
Вопросы учащимся;
-Вы любите туризм?
-Чем занимаются туристы в лесу? (любуются природой, наблюдают за жизнью леса, поют у костра.-, и иногда, оставляют его непотушенным).
- Исполнение "Туристкой песни" из оперы Молчанова "А зори здесь тихие".
Разговор о стихии огня:
-может костер принести вред лесу?
-какие меры предосторожности должны выполнять туристы?
-что значит огонь созидательный и огонь разрушительный?
-можно ли считать огонь войны, особенно ядерной, экологической катастрофой?
- Ответ на последний вопрос - исполнение песни А. Пахмутовой "Пока не поздно".
- Чтение учеником последнего куплета песни - тихая клятва готовности спасти природу, пока не поздно.
- Заключительная беседа о роли искусства в экологическом воспитании: -влияет ли искусство на поведение человека в различных ситуациях? -существует ли проблема экологии искусства?
Два примера:
-антимузыка-диск "Ленинградский рокклуб"
- "Завалинка"-исполнение чистой, лиричной, мажорной песни, содержание которой близко человеку и природе.
- Совместный поиск ответов на вопросы:
- как приобщить человека к заботливому отношению к природе?
- как привить ему любовь к Земле-дому человечества?
- Музыкальный эпилог урока-исполнение песни "Глобус".
Мысли к уроку:
- "Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте можно только сердцем" (П. Гвездослов).
- Природа - это жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа - это чистый воздух и водоемы прозрачной воды, зеленый лес и щебет птиц, полет шмеля и многое другое.
- Любовь к Родине немыслима без любви и бережного отношения к природе. Человек - это составная часть природы. Он не может существовать без солнечного света, почвы, воды, минеральных веществ, растений, животных. Попадая в другую среду (космос; глубины океана), человек вынужден создавать себе условия, которые окружают его на земле, а иначе ему грозит гибель.
- Загрязнение окружающей среды - это поступление в нее вредных веществ, могущих нанести ущерб здоров ью человека, природе, растительному и животному миру или стать помехой в той или иной человеческой деятельности.
Другая информация:
Психологическая природа связной монологической речи
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В литературе часто при определении сущности данного вида речи акцент делается на слове «с ...
Самоанализ результатов педагогической деятельности по данной проблеме
В процессе чтения и изучения поэтического произведения перед учителем встают две задачи: раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения, помогая тем самым его воздействию на учащихся; формировать умения учащихся в области восприятия и оценок стихотворения, их читательские качества. В решен ...
Употребление фразеологизмов в речи, в стилях речи
Важнейшей особенностью фразеологизмов является их вопроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке. Фразеологизмы всегда сложны по составу, они образуются соединением нескольких компонентов (попасть впросак, вверх тормашками, ...