В четвертой четверти на одном из уроков слушаем "Камаринскую", На этот урок в гости к ребятам приглашаю местного балалаечника К. В. Медведева. Он великолепно исполняет вариации этой плясовой, а затем увлеченно, с любовью рассказывает о балалайке. Разучиваем песню "Подай балалайку", Капитон Васильевич играет мелодию ее на балалайке, а дети с азартом акцентрируют упругий ритм на бубнах, ложках, трещетках. Творческое задание после этого урока - послушать, как звучит сухое дерево, найти звонкие палочки, дощечки, придумать простейшие музыкальные инструменты. Фантазии детей безграничны , идет обмен созданными инструментами с показом способов звукоизвлечения. На последний в году урок музыки беру тему: "Мы - второклассники. Какими мы стали?" В процессе этого своеобразного урока выясняется, что мы с детьм и имее те научились не только видеть красоту окружающего мира, но и чувствовать, и защищать ее. Провожу на уроке творческий аукцион, на котором дети показывают свои таланты в качестве поэтов , оранжировщиков композиций из цветов, веточек, глины и других при родных материалов, в роли певцов, актеров и музыкантов. Это- радостный гимн-концерт, посвященный лету, природе и детям, которые готовятся прийти в н ее не покорителями и бездумными потребителями, а добрыми, понимающими друзьями.
В третьем классе при изучении темы "Музыка моего народа" наиболее полно можно раскрыть проблему единства Природы и Человека. На одном из уроков первой четверти знакомлю учащихся со старой рекрутской песней "Ой да ты калинушка". Песню на уроке исполняет Валентина Васильевна Крылова. Звучит она распевно и широко, красиво и величаво. После прослушивания задаю вопросы: Кого вы видите в образе горемычной калины, одиноко стоящей на горе крутой? Почему в песне поется "не стой, не стой на горе крутой, не спущай листа во син е море"? После многих версий ребят уточняю; калина - это мать, которая смотрит вслед уходящему кораблю, увозящему рекрутов, которы м предстоит многолетняя служба во солдатах. Как лист, сброшенный с калины, не вернется к ней обратно, так и сына своего матушке не доведется увидеть никогда.
Когда дети вместе с родителями на одном из праздников поют любимую "Тонкую рябину", они знают, что рябина-это девушка-сиротина, а дуб-парень, может тот же рекрут, разлученный со своей любимой. Таких уроков, где природа выступает в роли главного действующего лица, олицетворением жизни человеческой, много в начальных классах.
В 5-7 классах ребята более глубоко знакомятся с историей поселка, его окрестностями и людьми. В шестом классе, например, в разделе "В чем сила музыки" при разучивании песни Соловьева-Седого "Баллада о солдате" провожу беседу о нашем земляке, директоре школы, учителе-биологе Павле Ивановиче Васильеве. Дети узнают о его военной молодости, о тяжелой судьбе: сапер, минер, плен, гестаповская тюрьма, пытки, три побега . Сейчас живет рядом с нами, любит и выращивает цветы, разводит сад. В школе основал картинную галерею. Павел Иванович часто приходит к ребятам в школу, бывает на уроках музыки, поэтому учащиеся исполняют балладу думая и зная о таких людях, как Павел Иванович.
Радует то, что подростки в старших классах нередко обращаются с просьбой спеть русские народные песни, такие как: "Степь да степь кругом" (автор Ярославский поэт Суриков), "Вниз по матушке по Волге", "У нашей Дуни", "Я капустицу полола" и другие. Они живо интересуются народной мудростью, выраженной в музыкальном, поэтическом и другом творчестве: в хороводах, закличках, словесных играх, загадках, поговорках, в частушках и прибаутках. Ребята выполняют более сложные творческие задания. Например, у Антонины Андреевны Перфильевой был записан свадебный обряд, бытовавший на Волге 70 лет назад. Она была певчей на многих свадьбах и сохранила в памяти все детали обряда. Знаменитые наши волжские частушечницы Антонина Васильевна и Зинаида Васильевна Захаровы, Анна Николаевна Аруева с удовольствием передают молодым свой обширный частушечный репертуар. Все это-родные корни, основа, особенно необходимая в детстве, поскольку на этой почве произрастает мудрост ь мировоззрения, мудрое отношение к природе, к окружающим людям.
Другая информация:
Цель, задачи, методика исследования условий обучения групповому
взаимодействию старших подростков в учреждении образования детей
В данном разделе представлена методика констатирующего эксперимента, цель которого - изучение условий обучения групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования. Для достижения цели были определены следующие задачи: 1) разработать и апробировать методики исследов ...
Математическое мышление
Анализируя понятие мышления в целом, возникает вопрос об особенностях мышления подростка при постановке тех или иных математических задач. Мы будем рассматривать мышление подростка в преломлении к проблемам и задачам математики. Понятию «математическое мышление», «математическое творчество», уделял ...
Становление диалогической речи в
онтогенезе
Диалогическая речь не дана человеку от рождения, ее осваивают так же, как и любой другой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером – носителем коммуникативной культуры. Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося своими делами взрослого, он доступными ему сре ...