Сценарий урока музыки в 7 классе по теме "Музыкальная драматургия"
"Как все взаимосвязано в природе, разумно и неразделимо"
Мурашова Зинаида Борисовна , учитель музыки школы № 21 г. Ярославля.
Художественно-педагогическая идея:
"Я вижу, как, из чего и почему происходит то, что зовется жизнью природы, но я не знаю, зачем это происходит. Я человек и не могу чувствовать себя спокойно и уверенно, пока не знаю, зачем я родился, зачем я нужен этому миру и почему мне так неистребимо хочется жить ." Тит Лукреций, философ, поэт (1 век до нашей эры).
"Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце,
И спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу и переходит
к северу, кружится, кружится
на ходу своем и возвращается
ветер на круги свои.
Все реки текут в море,
но море не переполняется:
к тому месту, откуда реки текут,
они возвращаются, чтобы опять течь.
Библия. Книга Екклесиаста. (1033 г. до н.э.)
На протяжении всего урока акцентировать внимание учащихся на мысли: "Как все взаимосвязанно в природе, разумно и неразделимо".
Ход урока:
- Звучит музыка Дебюсси "Лунный свет" в фортепианном исполнении в грамзаписи без предварительных комментариев и без сообщения названия произведения.
- Беседа о том, чья это музыка, какова эта музыка, какие музыкально-художественные образы она воссоздает, какое настроение вызывает у слушателей, какими средствами выразительности композитор воздействует - на слушателей, о чем эта музыка. После разговора о красоте лунной ночи, выраженной в музыке композитора - импрессиониста, продолжить беседу о красоте окружающего мира, об отношении жителей микрорайона к красоте протекающей по городу речки Дунайки, о людях, загрязняющих ее. Предложить ребятам всем классом заняться очисткой ее берегов.
Вопросы учащимся:
-Как вы думаете, все люди видят красоту окружающего мира?
-Можно научить человека любить природу?
Через беседу по этим и другим вопросам необходимо прийти к выводу о том, что человек способен осознанно сохранять здоровой свою среду обитания, выполняя экологические обязанности только при личной заинтересованности, а это значит, что необходимо направлять внимание всех людей к проблемам экологической грамотности, экологического воспитания.
- В исполнении учащихся звучит третий куплет ранее разученной песни "А тайны рядом" о загадках и тайнах Природы
Вопросы учащимся:
-Что такое природа?
-Что такое окружающая среда?
-Что значит загрязнение окружающей среды?
-Назвать ближайшие предприятия, которые загрязняют природу, своими сбросами и выбросами отходов производства портят красоту и чистоту вод Дунайки и главной реки России Волги.
- Подвести учащихся к выводу о том, что очень часто человек только вдали от малой Родины, находясь в океане, в космосе, может испытать подлинную любовь к родному краю. Привлечь к беседе по этим вопросам учащихся со слабой учебной подготовкой и потенциальных загрязнителей.
- Завершить разговор исполнением 2 и 3 куплета песни "Я вернусь к тебе, Россия".
- Кратко осветить сложность и тревожнос ть экологической обстановки в современном мире, в России и эмоционально закрепить эту тревогу исполнением песни "Родные места".
Домашнее задание учащимся:
Те чувства, настроения и мысли, которые возникли во время разговора, выразить в сочинении или в стихах и назвать их "Я-человек".
- Разговоры о четырех компонентах природы: воде, земле, воздухе, огне.
- Чтение учеником стих. Н. Жоговолева "Берегите лес".
Как все взаимосвязано в природе, разумно и неразделимо !
Другая информация:
Отечественный опыт профильного обучения
Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Каким же был опыт дифференциации общего среднего образования в дореволюционной России? Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию се ...
Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму
Для повторения и углубления знаний студентов, их самостоятельной исследовательской работы на занятиях по технологическому практикуму используются лабораторные и лабораторно-практические работы. В ходе изучения декоративно-прикладного искусства и художественной обработки материалов таких работ пока ...
Методы устного изложения знаний учителем и активизации
учебно-познавательной деятельности учащихся
К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis – устный, словесный). Какова же сущность и приемы применения каждого из методов устно ...