К подобным процессам приводят абхазо-грузинский конфликт 1992-1993 гг., грузино-осетинский и осетино-ингушский конфликты, полное урегулирование которых происходит до настоящего времени.
Вооруженная агрессия Грузии в отношении Южной Осетии в августе 2008 г. привела к признанию Российской Федерацией независимыми государствами Абхазию и Южную Осетию, а также привела к новому витку вооруженного противостояния на Кавказе.
Кроме того, присутствие на Кавказе сторонних государств (в частности США и Турции) осложняет и накаляет этнополитическую ситуацию в регионе.
Фаза "остывания" политической карты Кавказа может иметь разную продолжительность. Сценарии будущего рождаются как связка локального соперничества или сотрудничества (во многом артикулируемого в этногрупповых и национально-государственных категориях) с амбициями ведущих мировых держав. Эти сценарии зависят от того, что "обещают" различные новоимперские проекты местным политическим сообществам, какие подобающие ниши влиятельно определяются для встраивания кавказских идентичностей, для соответствующих политических и просто жизненных стратегий. Но любые сценарии для Кавказа будут прямым производным именно самих этих локальных стратегий, внутри которых специфически "снимаются" или, напротив, обостряются все державные вызовы.
В настоящее время на территории Кавказа проживает около 50 коренных народов (не считая малых этнических групп, относящихся к той или иной народности) и существует 12 национальных республик (см. Приложение Г, карта 5; Приложение Д), 6 из которых (Абхазия, Азербайджан, Армения, Грузия, Нагорный Карабах и Южная Осетия) являются суверенными государствами или чей суверенитет признан рядом стран (к ним относятся Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах). Другие республики существуют как субъекты Российской Федерации и входят в состав Северо-Кавказского Федерального округа (кроме Адыгеи входящей в состав Южного Федерального округа).
Итак, из вышесказанного следует, что народы Кавказа имеют неоднозначную и противоречивую этнополитическую и этносоциальную историю. Вместе с тем, отличия различных народов по типу хозяйственной деятельности приводили, в ходе переселения, к различному изменению условий взаимодействия человеческого общества и природы. Вместе с ростом технических возможностей и общим развитием социально-экономических факторов (демографический рост, урбанизация и др.) это часто приводило к отрицательному воздействию на разнообразные ландшафты Кавказа. К тому же, вооруженные конфликты, чье воздействие на окружающую среду резко негативно, происходили, как правило, на этнической или этнополитической почве. Таким образом, между этническим развитием народов Кавказа и антропогенным воздействием на ландшафты этой горной страны определенно существует взаимосвязь, и хотя о внутренних причинах и обусловленности одних процессов другими в этой взаимосвязи говорить еще не приходится, попробуем проанализировать эту взаимосвязь и, возможно, выявить некоторые закономерности во взаимосвязи "человек - природа" в этнополитическом и в этносоциальном аспектах.
Другая информация:
Содержание и современные требования к организации контроля
В условиях большей самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание администра ...
Французские мыслители-реформаторы. Характерные черты в выражении их идей
Уже из биографии Рамуса мы могли видеть, как и во Франции пробиваются новые искания и в области религии, и в области науки. Но здесь, в сознании общества, еще прочно живут старые, правящие начала, в религии — католицизм, в науке — схоластика. Ни религиозная реформация, ни гуманистическое брожение в ...
Повышение
квалификации работников системы образования как часть реализации национального
проекта в сфере образования
В последнее время значительно расширился спектр образовательных программ, предлагаемых руководящим работникам системы образования; обновилось их содержание; начат переход к разноуровневым и модульным образовательным программам. Приоритетный национальный проект «Образование» разработан таким образом ...