Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Этнографическая и этнополитическая ситуация на Кавказе в XX - начале XXI в

Этнографическая и этнополитическая ситуация на Кавказе в XX - начале XXI в

Страница 2

Октябрьская революция выводит Россию из первой мировой войны, во многом - ценой Брест-Литовского мира 3 марта 1918 г. Но еще в январе-феврале Турция, нарушив военное перемирие и используя разрушение Кавказского фронта, продвигает свои войска в Закавказье. По условиям Брест-Литовского договора между Центральными державами и Советской Россией к Турции должны отойти Карсская и Батумская области. Однако условия мира не признаются временной администрацией Закавказья - Закавказским сеймом, который стремится сохранить Карс и Батум в пределах края.

Революционные события приводят и тому, что 22 апреля 1918 г. учреждается независимая от России Закавказская Демократическая Федеративная Республика (ЗДФР), но вследствие этнических противоречий между основными закавказскими нациями (грузинами, армянами и азербайджанцами), она, по сути, распадается на три независимых национальных государства, между которыми существуют военно-политические противоречия. Кроме того, для Грузии и Армении турецкое наступление представляет очевидную угрозу, в то время как для Азербайджана, как государства закавказских мусульман (и преимущественно этнических тюрок). Турция стремится выступать если не как отчизна, то очевидный союзник.

Подобные события происходят и на Северном Кавказе - в ходе разворачивающейся Гражданской войны здесь возникает новое государственное образование, заявившее весной 1918 г. о своей независимости от России, - Горская республика, включающая в свои проектируемые границы Терскую и Дагестанскую области, а также Абхазию (Сухумский округ). Это государство, признанное Турцией, является лишь номинальным, а его юрисдикция едва распространяется на некоторые округа Терской и Дагестанской областей. Сложные межэтнические отношения в самом центре Горской республики делают это образование нежизнеспособным.

К осени 1921 г., в ходе Гражданской войны, весь Кавказский регион (за вычетом уступленных Турции территорий) включается в сферу Советской России и, соответственно, в сферу советского национального строительства. Новая композиция региона - это динамичное и противоречивое воплощение советского проекта в насыщенном социально-политическими проблемами, исторически структурированном человеческом ландшафте. Ясно, что советское упорядочение Кавказа не может быть названо "гармоничным и непротиворечивым".

Общая логика конструирования новой политико-административной карты очевидна. Наряду с учетом военных и хозяйственно-экономических приоритетов, она включает создание институтов контролируемого национального самоопределения. Национальные группы, подобно группам социальным, воспринимаются как коллективные субъекты исторического процесса ("объекты угнетения", "субъекты национально-освободительного движения").

Что принципиально не верно, так как этносы и социально-экономические группы представляют собой два разных уровня организации человеческих обществ, в основе которых лежат различные причины и мотивации их образования.

Осуществление советского национального проекта на Кавказе происходит с 20-х гг. по 1991 г. Оно происходило по разному, в зависимости от различных принципов и политической ситуации СССР. Из основных результатов этого строительства следует отметить, во-первых, выделение трех Закавказских республик в союзные республики СССР, что в дальнейшем определило их суверенитет; во-вторых, именно в советские годы определились современные этнические границы в пределах различных, меняющих свои названия, политико-административных территориях; в-третьих, в годы советской власти активно происходила индустриализация экономики и промышленности Кавказа, но делалось это в основном лицами, приехавшими из России, т.е. этническими русскими; в-четвертых, происходили депортационные процессы, негативно отразившиеся на дальнейшей истории Кавказа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Методическая деятельность педагога Орской гимназии №2
Методическая деятельность педагога есть деятельность по обучению, развитию, воспитанию учащихся, осуществляемая посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Эта деятельность становится научной, если она носит исследовательский характер и н ...

Особенности школьного экономического образования в профильном обучении
Потребность в профессиональном самоопределении – одна из ведущих потребностей, она выступает как фактор развития личности. Одно из средств удовлетворения этой потребности в современной школе – дифференцированное обучение. В XX в. российская школа накопила немалый опыт в этой области. Достаточно пер ...

Содержание логопедической работы
Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с билингвизмом построена с учетом выделенных по результатам констатирующего эксперимента типологических групп детей. Так, дети, вошедшие в первую подгруппу, нуждаются в коррекционной работе по формированию лексики, а дети, вошедшие во вто ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru