21 марта 1864 года на нынешней Красной Поляне (аул Кбаадэ, где проживали горцы-ахчипсоуи и где два года находился в плену известный российский офицер-разведчик Торнау Ф.Ф.) состоялась окончательная капитуляция горцев и признание ими власти российского императора. Михаил Романов объявил окончание войны, поблагодарил "покорителей Кавказа" и переименовал это место в будущий город Романовск. Обосновавшиеся здесь после выселения аборигенов греки назвали это место Красной Поляной. Так закончилас Кавказская война (Большая Кавказская война продолжится и в ХХ в.). Покоренным горцам был предложен выбор - или переселение с гор на равнинные земли, или эмиграция в Турцию. После отчаянного сопротивления черкесы согласились "на выдачу оружия и принесения присяги на подданство России" с единственной просьбой оставить их на прежних местах, где они родились и выросли и где жили и похоронены их отцы и деды. Но генералы были неумолимы.
На карте 4 Приложения Г показана этнолингвистическая характеристика Кавказа в послевоенный период.
Большинство горцев предпочли добровольную эмиграцию. По данным Семена Эсадзе ("Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны". Майкоп, 1993), с 1858-го по 1864 г. покинули родину 418 тысяч горцев Северного Кавказа. Еще в 1856-61 гг. в Турцию уходят значительные группы закубанских и пятигорских ногайцев, часть адыгов и абазин. В 1862 - 1864 гг. осуществляется почти тотальное выселение адыгских и абазинских народов из нагорной полосы Закубанья и Причерноморья. В это же время начинается массовая эмиграция горцев из других регионов (мухаджирство): в частности, в 1865 г. в Турцию выселяется 23 тысячи чеченцев. Территорию нынешнего Большого Сочи навсегда покинули 165 тысяч шапсугов и 74 тысячи убыхов. По мнению кавказоведа Г.А. Дзидзария переселенцев было более 900 тысяч человек! На освободившиеся земли были приглашении греки из Ставрополья, амшерские армяне из Турции, немцы и др. Считалось, что эти "гибельные" для здоровья места не пригодны для проживания русских людей. Насильственная миграция горцев продолжилась и в дальнейшем. Так, в 1865 году были выселены многочисленные адыги, 22 тысячи чеченцев, 3 тысячи кабардинцев. В 1877 году произошло восстание в Дагестане, и много горцев было выслано в Сибирь и Европейскую Россию. В результате всех этих мер на территории Ближнего востока и Турции образовалась мощная диаспора кавказских горцев, оказывающая до сих пор серьезное влияние на кавказские события. Эта этническая катастрофа была в первую очередь обусловлена соперничеством Российской и Османской империй, а также Персии за влияние в регионе (более широкий взгляд обнаружит и других геополитических игроков, - прежде всего Англию в ее стремлении блокировать движение России к теплым южным морям). События Кавказской войны и их последствия отражаются на событиях нашего времени. Например - Чеченская война. В наше время политические события на Кавказе вновь актуальны, особенно после признания Россией Абхазии и Южной Осетии как независимых государств. Политики, хорошо знающие Кавказ, вновь советуют: "Россия - большая военная сила. Но выиграть Кавказ стратегически можно, если тянутся к тебе сами. Вот если Россия предложит Кавказу и миру новую политику…, свой гранд-дизайн, к которому все потянутся, тогда она выиграет и второй тайм. И всю игру".
Другая информация:
Андрагогические основы профессионального развития личности
Андрагогические основы профессионального развития закладываются в момент перехода личности из системы школьного обучения на следующий этап непрерывного образования. Для одних учащихся это обучение в вузе, для других - в колледже или профессионально-техническом училище. Согласно существующей социаль ...
Формы и методы работы, способствующие развитию творческих способностей
Восприятие себя как творческой личности является важнейшим условием творческого акта. При этом критическое отношение к результатам собственной деятельности вполне допустимо, но с одним условием – нельзя делать это в процессе деятельности, пусть критичность проявляется только тогда, когда новое уже ...
Теоретические основы непрерывного образования
Существует несколько определений непрерывного образования. Приведем пример некоторых из них. Под непрерывным образованием понимается систематическая, целенаправленная деятельность по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так ...