Огромную роль в предпосылках событий Кавказской войны 19 века сыграло необходимость организации вновь приобретенных территорий, соперничество России с Турций и Ираном. Т.к. население Закавказья (Грузия и Армения) было относительно лояльно настроено к империи и к русскому единоверному населению, имперскому правительству было необходимо налаживать связь с этими территориями. Но между Закавказьем и остальной территорией Российской Империи находились территории - Северный Кавказ - заселенные независимыми горцами, среди которых Турция активно распространяла ислам.
С другой стороны еще с более раннего времени, с середины XVI в., взаимоотношения русскоязычного населения и горцев складывается на другой основе. Утверждению русских на Северном Кавказе чрезвычайно способствовало Терское и Кубанское казачество, корни которого уходят глубоко в историю. На Терек с середины XVI в. бежали русские люди, становившиеся гребенскими или терскими (низовскими) казаками. В 1555 г. Московский царь принимает своими подданными Терское казачество. В их состав вливались и группы горцев. "Случалось, что какой-нибудь джигит Гасан похищал в соседнем селе красавицу Фатиму, и оба на одном коне, спасаясь от погони, являлись ночью в один из гребенских городков, а наутро Гасан превращался в казака Ивана, а Фатима становилась Марьей, или, по-гребенски, Машуткой".
К началу Кавказской войны 14% вооруженных сил России на Кавказе составляли казачьи войска.
"Кавказская линия" - кордонная полоса, начинавшаяся от Таганрога и ведшая к Военно-осетинской дороге в Грузию, представляла собой в начале XIX века цепь укрепленных русских поселений, со всех сторон окруженных, в основном, враждебно настроенными к ним горцами.
Горцы Кавказа постоянно оказывали сопротивление русской экспансии, а официальная Россия, как известно, раз и навсегда приняла вариант военного решения этой проблемы. Генерал Павел Цицианов, назначенный в 1802 г. астраханским военным губернатором и главнокомандующим в грузи, в своих воззваниях к непокорным горцам угрожал им: "Истреблю вас всех с лица земли, пойду с пламенем и сожгу все, чего не займу войскам; землю вашей области покрою кровью вашей и она покраснеет".
В 1816 г. Россия против "немирных" горцев посылает свои войска под командованием генерала Ермолова А.П. "Они расположились в Чечне и по Каспийскому побережью. Шамхал Тарковский, хозяин земель, простиравшихся от моря на запад почти до Гимринского хребта, лояльно принял царских солдат. Но не все дагестанские феодалы поступили таким образом. Султан Ахмед-хан Аварский и другие владетели на захотели терять экономическую и политическую власть над подданными… Когда об этом узнал Ермолов, он с войсками поспешил из Чечни в Дагестан и занял аулы Мехтулинского ханства… Новые хозяева принесли новые порядки. Генерал Фезе с жителей Койсобулинского общества потребовал по одному рублю серебром и по одному барану в год, а с алатавцев - по 4 барана и обязанность содержать караулы царских войск… Генерал Фезе у барона Розена требовал применять оружие в случае сопротивления горцев… Все это вызывало ропот, а нередко и открытые выступления горцев. Таким образом, Кавказская война явилась результатом беспощадного угнетения трудящихся горцев ханами и беками с одной стороны и царскими колонизаторами - с другой" .
"Кавказ, - говорит Ермолов, - это огромная крепость, защищаемая полумиллионным гарнизоном. Штурм будет стоить дорого, так поведем же осаду" . В 1817 году он переходит к решительным военным мерам, действуя жестоко и последовательно, введя "систему Карфагена" к непокорным аулам.
В период русско-персидской войны 1826 - 1829 гг. центрами вооруженного сопротивления горцев становятся Чечня и Дагестан.
"Большая Кавказская война" шедшая в различных районах Северного Кавказа с 1817 по 1864 г., привела не только к полной перестройке политической карты Кавказа, но и содействовала межэтнической консолидации горцев Кавказа. Прежде всего их выступления против России становятся организованными и целенаправленными под зеленым знаменем ислама, благодаря широкому распространению шариата и созданию военно-теократического государства - имамата. (Хотя приверженность горцев старым обычаям и соблюдению адата является также неоспоримым фактом, этот период можно назвать "кавказское двуенаверие", аналогично такому же явлению в Руси XII в.).
Другая информация:
Практическое применение методов активизации самостоятельной работы учащихся
на уроках иностранного языка
Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения. Он получил своё распространение в 20-30-х гг. 20в. в советской и зарубежной школе. Он основывается на теоретических п ...
Аксиологический подход
Аксиологические характеристики учитываются при определении образовательных целей и зависят от того, насколько четко определен и интерпретирован современный социальный заказ, отражающий ценностные ориентиры как общества в целом, так и различных социальных групп и отдельного человека. По мнению совре ...
Перспективы развития системы образования Пензенской области на 2011 год
В 2010/11 учебном году региональная образовательная политика выстраивается в соответствии с задачами развития образования Концепции–2020, основными направлениями развития общего образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Реализация приорит ...