Взаимоотношения России и Кавказа имеют долгую и противоречивую историю. Принято считать, что эти взаимоотношения начались с Х века, когда Святослав, разбив хазар, добрался до косогов и ясов, жителей предгорного Кавказа, к востоку от нынешнего Азова. Здесь и образовалось русское Тмутараканское княжество. Этот период считается началом славянского освоения нижнего течения Дона, а также началом образования Донского и Терского казачества. Л.Н. Гумилев в своем труде "Древняя Русь и Великая Степь" писал, что в раннем средневековье древнерусский язык был господствующим в степях Северного Причерноморья и Предкавказья.
В 1184 г. грузинская царица Тамара вышла замуж за Георгия - сына русского князя Андрея Боголюбского. Сын Владимира Мономаха Ярополк из похода вернулся с женой Еленой, дочерью осетинского князя Сварна. На осетинке Марии был женат брат Андрея Боголюбского Всеволод, а ее сестра с 1182 года стала женой Мстислава, сына Святослава. Жена Андрея Боголюбского была осетинка. Изяслав Мстиславович в 1154 году женился на дочери грузинского царя и т.д.
Эти династические связи были обусловлены в первую очередь политическими интересами Руси, а также тем, что Грузия и Русь были единоверными государствами, официальными религиями которых было православное государство.
Дальнейшая история официального взаимоотношения Кавказа и России прерывается татаро-монгольским нашествием и возобновляется только в XV - XVI вв.
В 1552 году черкесы обратились за помощью к Ивану IV и в 1554 году присягнули ему на верность. В 1556 году Россия присоединяет Астраханскле ханство, центр Большой Ногайской орды во главе с князем Измаилом, и часть ногайцев во главе с князем Казыем уходит в Приазовье к крымцам, образовав там Малую Ногайскую орду (Качыев улук).
В 1557 г. к России добровольно присоединяются адыги и кабардинцы. В 1561 г. Иван IV женится на дочери кабардинского князя, строит крепость на р. Терек и с помощью гребенских казаков перекрывает Турции и Крымскому ханству торговый путь к Каспию.
В 1638 г. русское подданство добровольно принимает Мингрелия, в 1658 г. - Имеретия, в 1720 г. - Кумыкия (Тарковское шамхальство Адил-Гирея), в 1723 г. - Кабарда, в 1802 г. - Авария.
В 1722 - 1723 гг. Петр I в целях налаживания торговых связей с Индией и Грузией совершает первый военный поход на Кавказ и покоряет кавказское побережье Каспийского моря. (После его смерти все вернула себе Персия). В 1800 г. Грузия принимает подданство России, а недовольная Персия объявляет России войну, закончившуюся в 1813 году.
В 1828 - 29 гг. в результате очередных победоносных войн с Ираном и Турцией Россия выходит своими внешними границами в Араратскую долину и "Турецкую Грузию" (Ахалцихский пашалык). На территории упраздненных Эриванского и Нахичеванского ханств образуется Армянская область, а Месхет-Джавпахетия присоединяется к Грузинской Губернии. Русские завоевания приводят к эмиграции части мусульманского населения из региона и пополнению его армянским населением выходцами из Ирана и Турции. Грузинское и армянское население активно способствует присоединению Закавказья к России, интегрируясь своей элитой в ее военно-сословные и хозяйственно-экономические культуры и становясь существенной социальной опорой российской государственности в регионе. Лояльной в отношении империи оказывается также значительная часть тюркско-мусульманского населения в бывших ханствах Северо-Западного Ирана.
Отсутствие подобной устойчивой опоры в "демократических племенах" Закубанской Черкесии, вольных обществах Чечни и Дагестана, а также кризис или уничтожение такой опоры в части сословно организованных обществ нагорного Дагестана, выводит на передний план российской экспансии на Кавказ задачу "замирения горских племен" (см. Приложение Г, карты 2 и 3). К кону 1820-х гг. здесь существует уже не просто мозаика обществ, родоплеменных групп и владетельных земель, но складывающееся государство с сильной идеологией, объединяющей горцев, и радикально враждебное России.
Другая информация:
Экологическое образование и воспитание на уроках географии
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. В систему экологического образования заложены следующие принципы ...
Методы осуществления воспитательного процесса
Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Метод воспитания – это способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать по-разному: - «воздействовать на ребенка», и тогда маленький че ...
Интегрированный урок по технологии и литературе в 7 классе
Тема урока: «Традиции русского гостеприимства» Вид урока: интегрированный (технология, литература, история) Тип урока: ролевая игра Проводят урок: учитель технологии и учитель литературы Цели: 1. Формирование знаний обучающихся о традициях русского гостеприимства. 2. Развитие творческих способносте ...