В возрасте одного года ребёнок:
Знает, как его зовут;
Понимает слово «нет»;
Понимает и выполняет несложные просьбы;
Повторяет простые одно- и двухсложные слова;
Играет в «Сороку-белобоку», желает «спокойной ночи»;
Говорит «мама», «папа» и ещё около десятка слов, обычно существительных;
Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов;
По просьбе взрослого даёт игрушку;
С удовольствием смеётся;
Хорошо слышит и различает много звуков;
Демонстрирует искреннюю любовь к вам;
Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе;
Активно рисует карандашом или мелком каракули.
До полутора лет развитие собственной речи малыша происходит довольно медленно. В этот период он усваивает от 30 – 40 до 100 слов и употребляет их редко.
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда чётко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягчённо (дяй вместо дай). Отчётливость произнесения звуков во многом зависит от их места в слове. Так, если слово состоит из двух открытых слогов (после согласного идёт гласный: мама, Вова, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трёх и более слогов (вместо машина - паина, вместо велосипед – апипед). Пропускается звук и в том случае, когда два согласных стоят рядом (второй произносится как тоой, дверь – как вей).
После полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребёнка называть предметы можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второго года ребёнок употребляет до 300, а концу третьего года – до 1200 – 1500 слов.
Откуда берутся «автономные» слова?
Во-первых, сами взрослые специально придумывают их для детей. Из поколения в поколение передаются такие слова, как ам-ам, или ням-ням, нака, бяка… Взрослые считают, что они более доступны детям.
Во-вторых, ребёнок искажает в своей речи настоящие слова, произносимые взрослыми. Малыш ещё недостаточно хорошо слышит слово, и у него ещё не сложился в надлежащей мере аппарат произношения. Произнося слово, он невольно меняет его звуковую форму. Молоко он произносит как «моко», голова – как «гова»… Обычно «страдает» середина слова. Ребёнок воспроизводит ударный и первый слоги.
И, наконец, малыш сам придумывает «автономные» слова, часто шутя и играя.
Если взрослые требуют от ребёнка чёткого произнесения слов, поправляют их, то «автономная» речь быстро исчезает. Но бывает, что окружающие умиляются «своеобразию» словотворчества ребёнка и даже подражают ему. Тогда становление правильной речи идёт с задержками.
Главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые ребёнок использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму: «девочка села», «девочка сидит», «лопатку баба дела (сделала)».
С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладения его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребёнок усваивает примерно к трём годам. К этому времени он употребляет все падежные формы (без предлогов и с предлогами – « на волка похож», «под землю спрятался» и т. п.), формы глаголов, сложные предложения с союзами («Во сне видела, что волк укусил мне руку», «Форточка открыта, чтобы проветрилось»).
Итак, к двум годам ребёнок:
Обладает запасом в 200 – 300 слов;
Пользуется в речи двух-, трёхсловными словосочетаниями и предложениями;
Прислушивается к словам и понимает их значение;
Любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации;
Называет предметы, изображённые на картинках;
Хорошо знает своё имя, произносит его;
Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;
Другая информация:
Разработка тематики и содержания элективных курсов технологического
направления
Элективные курсы по предметам, не входящим в Базисный учебный план. Типовое многообразие элективных курсов включает в себя авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и ре ...
Технология проектной деятельности школьников
Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные решения локальных, региональных и даже глобальных учебных проблем современного развития цивилизации. Технология проектной деят ...
Различные подходы к определению понятия «билингвизм»
Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук, каждая из которых рассматривает билингвизм в своей трактовке. Билингвизм изучается в лингвистике, которая рассматривает данное явление в связи с текстом. Он является исследовательским предметом социологии, где ...