Знакомя малыша с новыми словами, нужно обратить внимание на твёрдость произнесения согласных звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребёнку: «Это гусь. Он кричит: га-га-га! А теперь скажи, как кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить звук г мягко (гя-гя-гя), необходимо поправить его.
Внимание к правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чем внимание к содержательной стороне. Обращать внимание малыша на то, как правильно произносятся слова, требовать от него выговаривать слова и фразы чётко, внятно.
Когда детям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это, прежде всего, важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.
Нередко взрослые подражают несовершенной речи ребёнка, заимствуют у него неправильно произносимые слова: «Ах, ты мой теньцик далягой (птенчик дорогой)!». Делать этого не следует. Незачем своим авторитетом закреплять недостатки речи ребёнка, тем более что он сам уже может слышать неправильности звукопроизношения в речи других людей и даже в какой-то мере понимать, осознавать недостатки своей речи, своё умение.
Внимание ребёнка к особенностям слышимой им речи, умение слышать тонкости произношения слов и помогают ему в усвоении правильного произношения звуков и слов. Поэтому важно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребёнком, следили за чёткостью, ясностью своей речи, за её темпом, так как в убыстрённой речи при небрежном произношении (а оно характерно для обыденной разговорной речи) звуки (гласные и согласные) значительно изменяются, ослабляются, как бы стираются, а иногда и выпадают .
К трём годам ребёнок:
Часто задаёт вопросы взрослым;
Пользуется двух-, трёхсловными предложениями;
Говоря, высказывает свои впечатления, мысли;
Договаривает звуки, слоги, слова при чтении;
Имеет словарный запас 1000 – 1500 слов;
Понимает значение простых предлогов и множественного числа;
Знает время суток;
Называет два цвета .
Между годом и двумя ребёнок делает заметные шаги в навыках речи и понимания её. Он демонстрирует постепенно увеличивающееся понимание отдельных слов и простых наставлений. Обычно этот уровень понимания превосходит набор слов, которым ребёнок пользуется сам. Осмысливание ребёнком более сложной речи опирается на невербальные намёки и запоминание каких-то обыденных ситуаций, например, того, что игрушки кладут в коробку, а не под неё. Таким образом, ребёнок в этом возрасте заполняет пробелы между уже понятными им сферами.
К двум годам ребёнок усваивает, что слова, обозначающие знакомые им предметы, относятся к таким же предметам в книжках или в кукольных домиках. Взрослым с их опытом это и так ясно, но ребёнку надо усвоить, что рисунок банана называется так же, хотя этот банан плоский и совсем несъедобный. Точно так же кукольный стул назван тем же словом, что и настоящий, хотя сидеть на нём нельзя.
Возраст, в котором появляются первые слова и словосочетания, весьма неоднозначен. Но ожидать появления явных признаков развития речи следует к двум годам. К этому времени ребёнок владеет большим числом различных слов, хоть и необязательно произносят их чисто, как взрослые. Часто он объединяет два слова в простые, но неправильные сочетания. Это может быть комбинация имени ребёнка с названием какого-то предмета или же чего-то, что ему хочется.
Общая смягчённость речи характерна и для третьего года жизни. Многие звуки ещё отсутствуют и заменяются более лёгкими для произнесения. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками сяпка (шапка), зюк (жук), сенок (щенок), цяйник (чайник), иногда вместо звука ч ребёнок может произнести звук ть; тясы (часы). Твёрдые свистящие заменяются мягкими (сянки вместо санки), согласные р, рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль, й: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь).
Другая информация:
Понятие культуры речи
Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным п ...
Формы работы с фразеологизмами
Важной составной частью работы с фразеологизмами является уяснение их значения. Приемы работы над их значением наиболее полно освещены в работах В.Ф. Гутенева. Правильному уяснению значения в большей мере способствует контекст. Во многих случаях для правильного усвоения значения фразеологизма совер ...
Цвет в рисунках 1 класса учащихся специальной школы
Способность ребенка воспринимать цвет имеет для него большое практическое значение. Занятия рисованием во многом содействуют формированию умения правильно пользоваться цветом в быту, учебной, трудовой и игровой деятельности. Особую роль играет цвет в изобразительном творчестве. Дети с удовольствием ...