Материалы » Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте » Динамика развития речи у детей в раннем возрасте

Динамика развития речи у детей в раннем возрасте

Страница 3

Выражает просьбу словами, а не только жестами;

Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями)

Согласует предмет и действие («машина едет», «я хочу»).

К трём годам в словарь ребёнка входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы, междометия).

Что же способствует развитию речи? Детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них – это задания повторить слово или произнести какой-нибудь звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные – когда ребёнка просят, например: «Подойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку».

Почему такие задания полезны для развития речи? Во-первых, потому, что взрослый даёт ребёнку образец речи, и не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения». Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребёнок учится сознательно, осознанно строить свою речь, пусть в очень элементарной форме, осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам. В самом деле, когда мама говорит сынишке: «Принеси мне, пожалуйста, чашку» - и тот, спросив какую (большую или маленькую и т. п.), идёт выполнять эту просьбу, то ни мама, ни сын не задумываются над тем, как именно они говорят. Они осознают содержание речи, а не её форму.

Речевые задания с уже определённой формой высказывания уместны в общении с детьми до двух лет. Более старшим детям можно давать задания в более общей форме: «Подойди к бабушке и попроси её достать твою шапочку», «Попроси у бабушки свою шапочку».

Речевые задания могут даваться и для того, чтобы ребёнок обратился к взрослому, и для того, чтобы он обратился другому ребёнку, к нескольким детям. Тем самым активизируется речевое общение между детьми.

Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы; «Где?», «Какой?», «Куда?» и т. д., употребляя сложные предложения. Например, ребёнку предлагается спросить у взрослого (или у другого ребёнка): «Спроси у Натальи Петровны, куда она положила новую книжку, игрушку». Ребёнок может задать вопрос различными способами («Куда вы положили новую книжку, игрушку», « Вера Петровна спрашивает, куда вы положили новую книжку, игрушку», « Вера Петровна спрашивает, где новая книжка, игрушка» и т. д.), и это будут или вопросы, или сложные предложения с союзными словами «куда», «где» и т. п.

Детям второго года жизни можно показывать не только предметные картинки (т. е. изображения отдельных людей, животных, предметов), но и картинки сюжетные, на которых изображено какое-нибудь событие (дети поливают цветы на клумбе, дети выпускают птичку из клетки). На третьем году возможности детей в рассматривании картинок увеличиваются, однако дети не предоставляются самим себе – руководить рассматриванием должен взрослый. Он объясняет смысл изображённого, раскрывает последовательность действий, задаёт детям вопросы и т. д.

Разнообразными могут быть вопросы, если на картинке изображён человек (мальчик, девочка или кукла). Здесь большой простор для обогащения словаря детей, для формирования умений правильно строить простые предложения. Рассматривая картинку, на которой нарисована девочка, и отвечая на вопросы, ребёнок называет предметы одежды девочки, цвет платья, ботиночек и т. д. Разнообразие вопросов и ответов увеличивается, если девочка изображена сидящей на стульчике, лежащей в кроватке.

До середины третьего года у детей нередки пропуски предлогов, и ответы на вопросы «Где сидит?», «Где лежит?» способствует закреплению использования предлогов в речи, и не только в отношении преодоления пропусков, но и в отношении правильности употребления. Сравнить, например, словосочетания «лежать в кровати» и «лежать на диване» и попробовать переставить предлоги: «лежать на кровати», «лежать в диване». Последнее невозможно, а лежать на кровати – значит лежать на неразобранной кровати.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Классификация видов самостоятельной работы
Что касается классификации видов самостоятельной работы учащихся, то единства мнений по этому вопросу у учёных не существует. Само понятие самостоятельной работы обладает большой ёмкостью и определяется несколькими признаками, порождающими разнообразие подходов к основе классификации. Особенно «поп ...

Гуманистический подход
Следующий подход, определяющий социокультурные основания образования, связан с его гуманизацией и гуманитаризацией. Поэтому педагогический процесс нуждается в его осмыслении с философско-этических позиций, феноменальность которых основывается на выводе о том, что XX век вошел в историю человечества ...

Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средством обозначения (сигнификативная функция). Различают речь экспр ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru