Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Страница 2

Так, в программе Т.Ф.Курдюмовой, которой пользуется большинство учителей, рекомендованы для изучения и самостоятельного выбора 84 современных авторов. Программа В.Я.Коровиной по представлению современных писателей не отличается от Т.Ф.Курдюмовой. В этих программах представлены авторы стандарта, литература русского зарубежья последних лет: В.Максимов, Г.Владимов, В.Аксенов, С.Довлатов, В.Войнович, Саша Соколов; мемуарная и художественная литература о тяжелых годах репрессий: О.Волков, Е.Гинзбург и другие. «Литература последних тридцати лет рассматривается как необязательная для изучения, так как она еще не вполне является фактом научной истории литературы». Но по усмотрению учителя она может стать предметом историко-критического изучения. Некоторая литература этих лет представлена в программе под редакцией А.Г.Кутузова, в которой предлагается углубленное изучение художественного мира писателя. Например, изучение В.В.Набокова «Приглашение на казнь», а его роман «Защита Лужина» в списках самостоятельного чтения. Там же В.П.Астафьев «Прокляты и убиты», А.А.Ким «Отец-лес», Л.Е.Улицкая «Медея и ее дети», Л.С.Петрушевская «Время – ночь», В.Славкин «Взрослая дочь молодого человека» и другие.

В программе под редакцией М.Б.Ладыгина представлена следующая литература: в 9 классе для самостоятельного чтения роман Набокова «Приглашение на казнь», в 10-11 классах – русское зарубежье Вл.Максимов, Э.Лимонов, Г.Владимиров, А.Г.Битов «Грузинский альбом», Ю.В.Давыдов «Глухая пора листопада», А.Ким «Отец-лес», Е.Носов «Красное вино победы», Солженицын «В круге первом».

В программе под редакцией А.И.Княжицкого старшая школа ориентирована на союз школы и филологии, большое значение придается изучению поэтических текстов. При изучении даются разделы и темы, развернутые рекомендации, содержания. На каждую тему распределение часов, например, на литературу эмиграции 12 часов. Творчество Набокова представлено романом «Соглядатай», а творчество И.Бродского темой любви («Горение»), темой поэта и поэзии («Осенний крик ястреба»), тема империи («Письма римскому другу»). Эта программа для работы с углубленным изучением литературы гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Изучение текстов в полном объеме, а принцип изучения проблемно-тематический.

Проблемой для преподавателей литературы является то, что на изучение современной литературы по выбору рекомендовано не более 3 авторов. А иногда времени не хватает даже и на них. В лучшем случае их имена звучат в обзорных лекциях.

При выборе нужно учитывать, какая программа соответствует цели преподавания литературы в современной школе. «Гуманизация образования выдвинула на первый план понятие «личности» ученика. На развитие творческих способностей учащихся нацелена программа по углубленному изучению литературы в гимназиях и лицеях под редакцией М.Б.Ладыгина: «Литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников». Основную цель литературного образования петербургские ученые, руководимые профессором В.Г.Маранцманом, также связывают с влиянием на ценностные ориентиры личности, и программа, разработанная коллективом под руководством А.И.Княжицкого, обращена к ученику, «к совершенствованию его личности, его нравственных качеств». «В программе А.Г.Кутузова главная цель – «формирование эмоциональной культуры личности и социально-значимого ценностного отношения к миру и искусству». Программа по литературе, разработанная под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого, обеспечивает «формирование читательской культуры учащихся, непосредственно и опосредованно воздействующей на их личные качества…» В основе концепции современного литературного образования завтрашнего дня лежит идея гуманизации, обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая поиску человека смысла жизни в познании самого себя и окружающего мира. Программа курса литературы для старших классов школы, под редакцией профессора В.Г.Маранцмана, предполагает историческое рассмотрение эпох развития искусства слова.

В.Г.Маранцман предлагает программу в двух вариантах: первый рассчитан на два года (10-11кл.), а второй на три года (10-12кл.) – предлагаемый вариант программы историко-литературного курса в старших классах исходит из необходимости последовательного рассмотрения развития литературы в ее социально-исторической обусловленности. Каждый из старших классов акцентирует своеобразный аспект историко-литературного процесса». В 2004 году вышла во втором издании в издательстве «Дрофа» программа под редакцией А.Г.Кутузова для общеобразовательных школ на три года в старших классах, т.е. 10-12, и для учебных заведений гуманитарного профиля 2 года (10-11кл.). Свои цели и задачи предлагает литературная программа под редакцией А.Г.Кутузова. «В ее основе – концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Задачи литературного образования, по мнению А.Г.Кутузова, «связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы». Главный принцип этой программы в основной школе – жанровый. Для учащихся каждого класса определена ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие, которое способствует формированию читательских умений учеников. Этому способствует и предложенная в программе система коммуникативно-творческих работ. Для этого в учебниках разработаны такие учебные разделы, как «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», ежегодная «Итоговая читательская конференция» и так далее. Авторский коллектив программы предполагает, что в 5 – 9-м классах она может быть использована как в массовой школе, так и в классах гуманитарного профиля, а в 10 – 11-м классах она в большей степени ориентирована на школьников-гуманитариев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Система упражнений для обучения диалогической речи
В качестве основных, обучающих диалогических форм общения (ДФО) фигурируют упражнения, развивающие умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддержать беседу («Как бы вы реагировали, если бы вам сказали .»). Считается, что без этого невозможно обеспечить такое усво ...

Авторская концепция экологического воспитания на уроках музыки "Экология – экология искусства – экология души" А.В.Паутова
В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов. " ...

Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике
В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975). В отечественном вариант ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru