Построение программы по жанровому принципу, с одной стороны, во многом помогает развитию литературоведческих умений школьников на основе жанрового «ожидания», когда законы жанра диктуют произведениям определенные свойства. Содержание и структура литературных текстов как бы «запрограммированы» жанром, потому что в родо-жанровой природе книги воплощено историко-культурное развитие искусства слова. Это помогает обучению интерпретации текстов в контексте художественной культуры, умению создавать свои устные и письменные высказывания в определенном жанре.
«Для освоения программы Кутузова вряд ли хватит определенных базисным учебным планом часов. Внимание к жанрам и поэтике текстов требует более вдумчивого чтения, на которое нужно время. Поэтому в тех классах, где учитель выбрал для себя программу Кутузова, необходимо из вариативной части базисного учебного плана добавить часы на преподавание литературы, иначе ее освоение может стать непосильным для школьников со средним уровнем литературного развития. Особенно это важно в старших классах. В нем затрагиваются такие особенности текстов, как функция художественной детали, ритмическая и пространственно-временная организация произведения.
К сожалению, эта программа внедряется в практику школы достаточно медленно, в сельских школах ее почти не используют, что, вероятно, связано с необходимостью переоснащения школ новыми учебниками, которые достаточно дороги. Порой региональные органы управления образованием из-за нехватки финансовых средств выбирают учебники подешевле, а купить учебники за счет родителей не всегда возможно. Кроме того, инновационные подходы программы и учебника более охотно берутся осваивать молодые учителя, которых в современной школе становится все меньше. Учителя же с большим стажем работы и сформированной системой стереотипов нередко не хотят перестраиваться. Ведь изучение со школьниками новых произведений требует и дополнительного времени для подготовки к урокам, и дополнительных мыслительных и эмоциональных усилий»1.
Думается, что если бы больше учителей попробовали работать по программе А.Г.Кутузова, то они бы быстрее поняли, что в ней хорошо, а что нуждается в переделке. Но количество часов на преподавание литературы в школе катастрофически уменьшается. Может быть, и этот факт тормозит внедрение в школе программ, которые сильно отличаются от содержания школьного литературного образования в недалеком прошлом.
Программа по литературе пол редакцией М.Б.Ладыгина предлагается для работы в классах с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Такая адресованность программы говорит сама за себя. Ее первостепенные задачи направлены на формирование читательского вкуса, умения отличать подлинно художественные произведения от литературных «поделок». Содержательный аспект программы включает русскую литературу в контекст мировой, что объясняет появление в программе многих произведений зарубежной литературы. Авторы программы ставят перед школьниками задачу на основе принципа историзма определить диалектику литературных традиций и новаторства, преемственность литературных эпох.
Авторы программы выступают против купирования и, как следствие, искажения литературных текстов, настаивая на их изучение в полном объеме.
Сквозные разделы «Уроки волшебства (мастерства)», «Сокровища книжных полок» и «В мастерской художника слова» призваны помочь школьникам в освоении теоретико-литературных знаний и изучении творческой лаборатории писателя, учителю – в организации уроков внеклассного чтения и развития речи.
Жаль, что ни в программе А.Г.Кутузова, ни в программе М.Б.Ладыгина не указано количество часов не только на освоение каждой темы, но даже на изучение годового курса.
Это приводит к тому, что учителя подстраивают программу под то малое количество часов учебного плана, по которому работает школа, а это ведет к усечению и даже искажению программы.
В 2000 году в издательстве «Просвещение» появилась еще одна программа по литературе, составленная авторским коллективом под руководством А.И.Княжицкого. Авторы программы считают ее главной установкой научить школьников понимать, что литература пересоздает действительность по законам художественного мира и грамотный учитель никогда не станет низводить художественное произведение на уровень бытовой истории (в современной школе это явление нередкое). В программе актуализируются эстетический, нравственный, речевой и культурологический аспекты, взаимосвязь которых, по мнению авторов, должна возбудить у школьников интерес к чтению художественной литературы. Проблемно-тематический принцип организации учебного материала, как сказано в пояснительной записке, «не снимает вопроса об историзме». Проблема в том, что практика работы по этой программе очень мала. К этой, самой «молодой» программе уже готов учебник для 5 класса. Время покажет, для каких именно классов и учителей предназначена эта программа, насколько ее интересный замысел сможет воплотиться в общеобразовательной школе, какой учитель нужен для ее реализации.
Другая информация:
Классификация. Виды межпредметных связей
Существуют различные классификации межпредметных связей. Первая классификация основывалась на временном критерии: предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные) связи (Ю. Вайткявичус, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская и др.). Практическое осуществление таких связей способствует системати ...
Методика изучения эпических произведений в школе
Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М.А. Рыбникова: "Методические приемы диктуются природой произведения . Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует ...
Методическая сторона урока
1. На какие части урок распадался, насколько удачна последовательность этих частей - насколько удачно взята определенная методическая форма за основу и насколько удачно было сочетание различных методических приемов. 2. Какие из следующих элементов педагогического процесса имели место на уроке: - по ...