Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Страница 4

Большинство школ России, особенно сельские, работают сегодня по программе Т.Ф.Курдюмовой (1997 или 1999г.). В этих школах программу до сих пор именуют «новой», а обо всех программах, вышедших позднее, либо не слышали, либо ждут, когда же, наконец, очередь дойдет до обновления учебных фондов в их школе.

К 2000 году авторский коллектив этой программы преобразовался в два новых объединения ученых-методистов, создавших две новые программы с разными принципами и установками: первая – под редакцией В.Я.Коровиной и вторая – под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

Учебник для 11 класса под редакцией В.П.Журавлева содержит широкий спектр литературных имен XX века, что важно для общеобразовательной школы.

Вряд ли бывают идеальные программы и учебники. Только учитель в своей практической деятельности сможет понять, что выбор программы и учебников зависит от тех целей, которые он ставит перед собой, от специфики класса, школы, его собственных интересов и уровня педагогического профессионализма.

В настоящее время учитель сам может составить элективный курс для углубленного изучения литературы, утвержденный директором или группой учителей литературы. Можно пользоваться программой элективного курса, составленной ИУУ. Так, например, элективный курс по программе В.Я.Коровиной для учащихся 10-11 классов по современной литературе, предложенный ИУУ.

Эта программа элективного курса рассчитана на 68 часов, для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Программа элективного курса призвана обеспечить наиболее полное представление учащихся о направлениях и тенденциях развития современной отечественной литературы. Хронологические границы изучаемой в рамках элективного курса литературы – 1985-2004года (включая произведения В.Ерофеева, А.Битова, А.Соколова, созданные в конце 1960-1970-х годах, но вошедших в русскую литературу только в конце 1980-х годов).

Содержание курса представлено литературой с реалистической и модернистской доминантой. «Ныне литература, разбившаяся на прозу и поэзию с реалистической доминантой, и прозу и поэзию с постмодернистской, уже не совсем гуманистической, доминантой идет в будущее как бы «сквозь огонь скорбей». Она с трудом создает равенство души и глагола, то есть художественное совершенство, покидая платформу явной публицистичности».

«Реалистическая ветвь литературы, пережив состояние оцепенения, шока, ощущение невостребованности и оттертости, с не малым трудом подходит к новым темам, к осмыслению перелома в сфере нравственных ценностей. Можно отметить как безусловно значительные успехи её рассказы В.Распутина «Нежданно-негаданно» и «В родную землю», и неоднозначно оцененные романы В.Астафьева «Прокляты и убиты» и Г.Владимова «Генерал и его армия».

Рассказ «Нежданно-негаданно» В.Распутина относится к прозе «жестокого реализма». Основные особенности этой прозы: любовь – ненависть к своему народу, активное неприятие зла, образ человека-праведника. Социально-нравственная проблема в рассказе близка нам, так как то о чем рассказывает писатель мы видим вокруг и каждый день: «попрошайки», «крутые парни», которые явились за девочкой, не сходят с экрана телевизоров. Не мог пройти мимо этой проблемы В.Распутин, «умный и внимательный смотритель русской жизни».

«Само название рассказа уже говорит, что произошло что-то непривычное, непредполагаемое, из ряда вон выходящее. Изменились нравственные и социальные ценности людей, потерявшие опору (в виде кодекса нравственных строителей коммунизма, трудовых коллективов), оставшихся в одиночестве перед натиском жестокости, аморализма, поэтому поражен деревенский герой Семен Поздняков встречей с «жестокими дюжими женщинами-челночницами», «охвачен удивлением, жалостью и болью» при виде того, «как спускают и опускают деньги ангельскому созданию», выпрашивающему подаяние по воле пасущего ее Ахмета».3 А от прозвучавшего из уст женщины предложения купить девочку «Сеня точно на землю опустился». Наверное, не случайно среди деревенских женщина выбрала именно этого «петушистого» (Сеню). Значит, есть в нем что-то такое, на что модно положиться, ему можно довериться. И жена Галя приняла ее, хотя и корила Сеню, за то что как будто украл ребенка (документов никаких). Девочка Катя оттаивает («живой она стала»), но может беспричинно заплакать, замолчать, «замереть у окна». Недолгими оказались радости Кати и радость приютивших ее Сени и Гали. Когда за Катей приехали два мужика, она вмиг повзрослела. Она лучше Сени и Гали знает тех, кто ее отыскал. Поэтому она торопится уйти, спасая приютивших ее людей от всего того, что могут сделать ее хозяева. Она в этом опытнее, чем деревенские жители – люди, «невинные и настоящей жизни, которая теперь взяла силу, не знают». Мы чувствуем боль автора за то, что происходит в нашей стране. Этот рассказ заставляет и нас, читателей, задуматься над этим вопросом.

В середине 1980-х годов начался напряженный мучительный процесс узнавания новой правды о войне. Литературой 1990-х годов не была востребована лирико-романтическая стилевая линия традиционной военной прозы (еще дальше оттесняла героико-патетическая). В конце века в первую очередь оказались востребованы толстовский пацифизм (война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие») и жесткий реализм (война «в крови, в страданиях, в смерти»), доходящий до натуралистических форм. Так, например, в последнем своем романе «Прокляты и убиты» Виктор Петрович Астафьев (участник Великой Отечественной войны) показывает свою правду о войне.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации дизайнобразования старшеклассников
Всесторонний подход к анализу предмета исследования в рамках нашей квалификационной работы позволил выявить основные принципы осуществления дизайнобразования на гуманистических основах. Этим принципам отнесены: личностно-деятельностный, личностно-развивающий, принцип научности, ценностной ориентаци ...

Основные методологические проблемы педагогической науки
Педагогика является сложной наукой, объединяющей и интегрирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о человеке, о законах его развития и социального становления. Предметом педагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с за ...

Музыка как средство всестороннего развития детей
Традиционно музыка рассматривается как фактор эмоционального, творческого, эстетического и нравственного развития детей. Менее изучен аспект, связанный с воспитанием их умственной активности. Теоретические предпосылки данной проблемы прослеживаются в трудах философов Аристотеля, Демокрита, Пифагора ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru