В ходе работы по данной теме нами было проведено исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников в 5 классе Ростовской гимназии. Исследование проводилось в форме опытной работы состоящей из трех этапов.
1.Констатирующий этап.
На данном этапе мы провели анкетирование учащихся, направленное на выявление степени осведомленности школьников об экологических проблемах современности.
Анкета состояла из 3 вопросов:
1) Что изучает наука "экология"?
2) Какие экологические проблемы существуют в современном мире?
3) Какие решения экологических проблем ты бы предложил(а)?
Цель анкетирования – выяснить, насколько учащиеся владеют информацией по экологическому состоянию планеты, понимают ли, насколько серьезно могут проблемы экологии отражаться на их существовании в этом мире, каков их уровень знаний о науке "экологии".
Результаты анкетирования мы выразили в сводной таблице (Приложение 1) и диаграммах.
На вопрос анкеты "Что изучает наука "экология"?" большая часть учащихся (10 из 19 человек) дали на вопрос правильные ответы, 5 человек дали неправильный ответ, 4 человека оставили вопрос без ответа. Мы можем сделать вывод, что большинство учащихся имеют представление о науке "экологии", о том, что она изучает.
На вопрос анкеты "Какие экологические проблемы существуют в современном мире?" 12 детей из 19 анкетируемых описали 2 и более экологических проблем, 2 учащихся оставили вопрос без ответа и 5 дали 1 ответ. Мы так же видим, что большая часть детей в классе знают, какие экологические проблемы существуют в современном мире, могут их назвать и даже описать.
На вопрос анкеты "Какие решения экологических проблем ты предложил(а)?"
6 учащихся из 19 анкетируемых предложили 2 и более решения самых явных экологических проблем современности, 1 решение предложили 5 учащихся, оставили вопрос без ответа 8 детей.
Анализ ответов учащихся показал, что 8 из 19 анкетируемых не представляют, как можно решить современные экологические проблемы, и чем каждый из них может помочь в разрешении этих непростых вопросов.
2.Формирующий этап.
Для того чтобы углубить знания учащихся в сфере экологии и состояния окружающей среды, о природе, биосфере, мы включили в уроки музыки вопросы, затрагивающие экологические проблемы окружающего мира. А так же провели тематический урок, посвященный связи музыки и природы, художественному отражению природы в искусстве в целом. Мы предполагали, что наполнение уроков подобным материалом, может способствовать формированию у детей любви к родной природе, заинтересованному отношению к проблеме загрязнения окружающей среды и желанию бороться за ее сохранение. Приведем некоторые фрагменты уроков данного этапа.
Фрагмент урока музыки в 5 классе "Природа в музыке"
- Творческим людям природа родного края являлась зачастую источником вдохновения. Она прекрасна в любое время года. Ребята, а какое ваше любимое время года? (ответы: осень, лето, весна, зима)
- У каждого из вас есть любимое время года, оно привлекает вас чем-то, красками, звуками, вы видите ее красоту в любое время года. Вот и один известный русский композитор Петр Ильич Чайковский так же любил созерцать красоту природы и отражал это в своей музыке. Он говорил: "Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства". Как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать композитор? (ответы: природа красивее, когда настоящая, а не на картине или фотографии).
- Природа первична, поэтому она для нас важнее всего – ведь это волшебные краски, раздолье, леса, поля, их шум и запах. Какое время года у нас на улице? (ответ: осень)
- Верно, осень. Посмотрите сколько красок в ней, как красивы деревья. Осень наполняет живопись новыми красками, поэзию новыми рифмами, а музыку новыми звуками. Сейчас вы услышите музыку, которую написал П.И.Чайковский, внимательно послушайте и скажите: что вы почувствовали слушая эту музыку? Какое настроение у нее? (слушание и ответы).
- Какую картину природы рисует музыка?
- Как относится композитор к родной природе?
- Что его привлекает в окружающем мире?
- Каким человеком предстает перед нами П.И Чайковский?
- П.И.Чайковский назвал это произведение "Осенняя песнь". Песнь, потому что ярко слышна протяжная и певучая мелодия. Вот так чувствовал красоту природы великий композитор. И каждому из нас нужно пытаться хоть немного приблизиться к такому ощущению окружающего мира, почувствовать его и восхититься им.
Фрагмент урока "Экология и музыка"
- Ребята, сегодня у нашего урока необычная тема: "Экология и музыка". Скажите, что изучает наука экология? (ответы: наука о природе, о загрязнениях земли)
- Верно. Экология изучает состояние окружающей нас среды – природы, морей, океанов, материков и городов.
Другая информация:
Изучение многогранников в школьном курсе математики
В школьных учебниках после изучения «бесконечно-протяженных» и в силу этого весьма абстрактных геометрических фигур: прямых и плоскостей (вернее сказать, их взаимного расположения в пространстве) изучаются зримые, «конечные», даже, можно сказать, осязаемые пространственные фигуры, и в первую оче ...
Диагностика психологического климата в коллективе
младших школьников
Цель исследования: проверить эффективность комплекса занятий для младших школьников, разработанного на основе личностно-ориентированного подхода. Задачи исследования: 1. выявить: - особенности работы учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших ...
Условия эффективного использования ролевой игры как средства развития
диалогической речи на уроках иностранного языка
В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Поэтому, необходимо подробнее остановиться на ролевой игре. К использованию ролевой игры на уроках методика обучения иностранным языкам идет уже давно. Упраж ...