Проведение НИР регламентируется ГОСТ 15.101-98 (порядок выполнения) и ГОСТ 7.32-2001 (оформление отчета) и регулируются ГК РФ.
Учебная научно-исследовательская работа студентов (УНИРС) представляет собой комплексную систему интенсификации учебного процесса посредством внедрения во все виды учебной работы студентов на протяжении всего периода их обучения элементов научной работы, направленных на повышение качества подготовки выпускаемых специалистов. Предполагая в первую очередь индивидуализированное воздействие, она включает в себя: воспитание стремления к самообразованию, творческой активности; повышение качества профессиональной подготовки; творческий подход при решении различных задач; овладение общими и частными методами исследования; воспитание дисциплинированности, ответственности, умения работать в коллективе и т. д. УНИР является обязательной формой, которая проводится по учебному расписанию для всех студентов.
К особенностям УНИР студентов относится то, что эта деятельность организуется педагогом и направлена на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов. УНИР помогает студентам активно овладевать методами научного исследования, при этом доминирующим является самостоятельное применение приемов научных методов познания. В результате выполнения учебных исследований обучаемые овладевают личностно значимыми знаниями и умениями, развивают свои творческие возможности. В свое время знаменитый ученый Р.А. Милликен настаивал на том, "чтобы совмещать исследовательскую работу с учебой даже на студенческой скамье .".
Преимущество УНИР заключается в том, что ее организация и проведение не требуют большого объема специального времени. Кроме того, учебно-исследовательская позволяет включать в творческий процесс всех студентов. Это дает возможность будущим специалистам за период обучения в вузе овладеть первоначальными навыками постановки, планирования и выполнения работ исследовательского характера, что является обязательным компонентом в структуре требований к подготовке современных украинских специалистов, а также настоятельным требованием времени.
Результаты исследовательской деятельности студентов находят выражение в письменных учебно-исследовательских работах, к которым относятся рефераты, курсовые и квалификационные работы. Но, на наш взгляд, заинтересованность студентов в более глубоком исследовательском поиске возрастет при условии обеспечения им возможности участия в различных (международных, межрегиональных, межвузовских и т. д.) научных конференциях по рассматриваемой в рамках учебного процесса проблематике.
В процессе УНИР студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы, связанные с поиском, изучением и анализом научной литературы. Выполнение письменных работ оказывает существенное влияние на развитие исследовательских умений применять методы научного познания, определять цели и задачи научного исследования, оформлять его результаты.
Тематика рефератов, курсовых и квалификационных работ связана с целым рядом учебных дисциплин, однако, на наш взгляд, заинтересованность проблемой, поиск оригинального решения, проявление творческой инициативы студентов будут выше, если тема исследования выбрана и сформулирована самостоятельно. Выполнение письменной исследовательской работы по какому-либо из учебных предметов, в процессе которой выявлена необычная информация, побудившая углубить и расширить знания по этому вопросу, может послужить толчком к выполнению самостоятельного научного исследования по интересующей проблеме.
Другая информация:
Типология видеоматериалов
В современной науке существуют разнообразные типологии видеоматериалов, которые предлагают классифицировать названные видеоматериалы в зависимости от определенных факторов. Наиболее распространены следующие типологии: 1) по цели создания — специально созданные для учебных целей видеоматериалы; адап ...
Опыт работы учителей музыки Ярославской области
Вопросы экологического воспитания волнуют педагогов и воспитателей Ярославской области. Свои разработки уроков и идеи они соединили в методические сборники "Экологическое воспитание средствами искусства" и "Экологическое воспитание средствами музыки", авторы-составители Б.А.Бара ...
Трудовая деятельность как фактор воспитания личности умственно отсталого
дошкольника
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...