Для четкого определения границ проблемной темы, уяснения того, чем вы будете заниматься, необходимо определить:
а) проблему; б) цель вашей работы; в) объект и предмет исследования; г) гипотезу; д) задачи.
Зачастую педагоги-практики не придают значения выделенным компонентам, считая их необязательными.
Тем не менее, именно их выделение позволяет уточнить содержание деятельности, определить направление поиска, исключить лишнее и ненужное, сузить границы поиска в работе над проблемной темой, сосредоточить внимание на главном и существенном.
Проблема исследования – нечто неизвестное в науке (что очень существенно) и отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Сущность проблемы – противоречие между должным и сущим.
Например, противоречие межу реальным и необходимым уровнем нравственно эстетической культуры школьников.
Именно поиск путей разрешения соответствия между реальной и необходимой нравственно-эстетической культуры школьников составляет проблему исследования, т.е. проблема логически вытекает из противоречия.
Имеется немало фактов, когда исследователь считает тему актуальной и берется за ее решение, просто не зная, что есть уже разработанные рекомендации, наработанные материалы, выводы, и тогда работа сводится к внедрению рекомендаций психолого-педагогических наук.
Выделение проблемы позволит Вам еще раз уточнить проблемную тему.
Объект исследования – это то педагогическое явление, процесс изучения сущности, свойств, отношений которого станет главным в Вашей работе.
Для простоты сказанного можно дать следующий совет: в проблемной теме необходимо выделить ключевое слово или ключевое словосочетание, которое и будет объектом.
Иначе говоря, каждый из работающих над проблемной темой должен будет определить, что в самой теме представляет интерес для исследования.
Например, проблемная тема «Условия эффективного развития нравственной культуры школьников»: ключевое словосочетание – «нравственная культура», т.е. нас будет интересовать этот феномен, его свойства, составляющие, связи между ними.
Предмет исследования – это конкретные элементы, связи, отношения объекта, которые подлежат исследованию в работе над проблемной темой.
Т.е. предмет исследования либо совпадает с объектом, либо уже его.
Попытаемся изобразить это в виде схемы.
| |||
Рис. 1
Если изучаемый объект А состоит из взаимосвязанных элементов 1,2,3, то мы можем более детально изучить либо один из элементов, либо два, либо все три, либо связи и отношения между ними, либо условия оптимального функционирования системы А, и т.д.
Например, если объектом проблемной темы является содержание нравственно-эстетической культуры, то объектом может служить:
процесс вооружения учащихся этим содержанием;
условия, необходимые для эффективного усвоения содержания;
организация взаимодействия учащихся по усвоению содержания и т.д.
Таким образом, объект и предмет исследования четко определяют границы работы над проблемной темой.
Другая информация:
Компонентный состав Триз
Теория решения изобретательских задач в образовательном процессе представлена в качестве внедрения основных её понятий. При этом ознакомить учащихся со всеми основами ТРИЗ за один урок невозможно, поскольку они требуют тщательного разбора и осознания. В основном, знакомство начинается с изобретател ...
Классификация лекций
По целям: Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете, знакомит с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор курса, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. ...
Различные подходы к определению понятия «билингвизм»
Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук, каждая из которых рассматривает билингвизм в своей трактовке. Билингвизм изучается в лингвистике, которая рассматривает данное явление в связи с текстом. Он является исследовательским предметом социологии, где ...