Материалы » Организация научных исследований в России » Научно-исследовательская работа в высшей школе

Научно-исследовательская работа в высшей школе

Страница 2

Развитие творческих способностей студента невозможно осуществить только с помощью отдельных видов учебных занятий. Они развиваются и совершенствуются в процессе коллективной исследовательской деятельности, при выполнении технической и творческой работы, постановке эксперимента, обсуждении результатов исследований.

Опыт свидетельствует о том, что для успешного выполнения студенческой научно-исследовательской работы необходимо соблюдение следующих основных условий:

1. Активное участие студентов в научной работе на протяжении всего времени обучения в вузе.

2. Последовательное увеличение постепенной ориентацией студента специальности.

3. Обеспечение преемственности при выполнении научной работы каждым студентом.

4. Обеспечение преемственности в научной работе студентов старших и младших курсов.

5. Тесная связь научной работы студентов с научной и учебной работой кафедр.

Научная работа студентов является составной частью учебного плана вуза и организуется на основе существующих положений о научной работе студентов. В основе организации и проведения научной работы студентов в вузах лежат дидактические принципы высокой активности, сознательности, самостоятельности и систематичности в работе, обеспечения связи теории с практикой, учет индивидуальных особенностей студентов и т.

д.

Организационные основы научноисследовательской работы студентов включают разработку тематики, руководство научной работой и ее обеспечение, подведение итогов и анализ полученных результатов.

Главную роль в организации научно-

исследовательской работы студентов играет профилирующая кафедра. Она разрабатывает формы научно-

исследовательской деятельности студентов на младших и старших курсах, определяет основные направления, в пределах которых общеобразовательные и общеинженерные кафедры формируют свою тематику. Эти направления должны отражать специфику будущей специальности и быть тесно связанными с научными направлениями кафедр.

Научная работа студентов имеет две основные формы. Первая из них, не предусмотренная учебными планами, выполняется в научных кружках, студенческих конструкторских бюро и т.

д. Она не только развивает навыки самостоятельного поиска но и способствует развитию повышенных способностей, формированию будущих научных работников. Вторая форма -

научно-

исследовательская работа студентов -

обязательна для всех студентов, она предусматривается учебными планами.

Научно-

исследовательская работа студентов условно может быть разделена на подготовительный и основной периоды. В подготовительный период (младшие курсы) наиболее эффективной формой ее является подготовка научных рефератов, переводов. Очень полезна подготовка обзорных докладов по материалам, опубликованным в современной печати.

Привлечение студентов младших курсов к выполнению исследовательских работ совместно со старшекурсниками обеспечивает преемственность научных исследований, способствует приобретению навыков практической работы на персональных компьютерах, расширяет кругозор молодых исследователей. Очень полезной является помощь студентов младшего курса старшекурсникам, выполняющим курсовое или дипломное проектирование, в результате чего они узнают характер своих будущих работ, накапливают опыт работы, получают ясное представление о специфике небольшого исследования от начала до его завершения. Одновременно совершенствуются научно-

методические навыки студентов старших курсов, выступающих в качестве "микроруководителей" или "микрошефов". Хорошей школой является также совместная работа студентов младших курсов и аспирантов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Социальный педагог в учреждении дополнительного образования: понятие, функции, направления
В штате учреждений дополнительного образования детей социальный педагог появился сравнительно недавно, поэтому дадим более подробную характеристику этой должности. Изучение опыта деятельности социальных педагогов в УДО позволило выделить особые их должностные функции, обеспечивающие особую позицию ...

Различные подходы к определению понятия «билингвизм»
Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук, каждая из которых рассматривает билингвизм в своей трактовке. Билингвизм изучается в лингвистике, которая рассматривает данное явление в связи с текстом. Он является исследовательским предметом социологии, где ...

Новый взгляд христианства на человеческую личность
Прежде всего, Христианство принесло с собой новый взгляд на человеческую личность. В античном мире человек расценивался, если не исключительно, то преимущественно, — особенно в те первые времена, — с точки зрения полезности его для государства, для общества. Человек здесь имел свою цену, прежде все ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru