Дистанционное обучение называют «образованием XXI века». В настоящее время рассматривают его как одно из магистральных направлений образовательных реформ, происходящих в мире, и России.
Дистанционное обучение предлагает любому обучающемуся свободный активный творческий, не обремененный формальными процедурами процесс самообучения по месту жительства.
Осуществление образования с применением дистанционных технологий имеет ряд существенных преимуществ перед традиционными методами образования. Методология дистанционного образования, устраняя пассивные методы обучения и, активизируя личный и деловой опыт студента, существенно ускоряет и углубляет освоение необходимых знаний и умений. Система дистанционного образования по своей природе ориентирована на широкие слои населения, как в социальном, так и территориальном плане.
В настоящее время определены цель создания системы дистанционного обучения, контингент, социальная значимость проекта, технология дистанционного обучения и организация учебного процесса.
Возможность получения среднего и высшего профессионального образования для максимально широкого круга лиц является гарантом высокого экономического и духовного развития общества. К сожалению, из-за несовершенства образовательной системы России, а также ряда причин, по которым невозможно совмещать традиционный образовательный процесс с иной деятельностью, многие потенциальные потребители образовательных услуг отказываются от получения образования.
В настоящее время дистанционное образование получает все большее распространение, как в России, так и за рубежом. Важно отметить, что дистанционное обучение – это первый шаг к открытому образованию. Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного образования, позволят:
- сделать образование открытым и доступным для обучающихся независимо от места их проживания
Дистанционные технологии позволяют сделать образование экстерриториальным. Граждане РФ, проживающие в отдаленных районах, а также иностранные граждане смогут получать образование в ведущих вузах России, не покидая при этом место жительства, что исключает дополнительные затраты, связанные с дорогой и проживанием.
Говоря об актуальности открытого образования с использованием дистанционных технологий обучения, нельзя не уделить должного внимания отдельным социальным группам, которые в силу тех или иных причин не могут получать образование по классической модели. Особо следует отметить такую социальную категорию, остро нуждающуюся в услугах дистанционного образования, как инвалиды. Проблема адаптации инвалидов в современном российском обществе очень актуальна. К сожалению, сегодня инвалид не может полностью реализовать свои способности. Специализированные образовательные учреждения позволяют получать инвалидам только общее и среднее профессиональное образование, высшее же образование в классической форме для многих закрыто из-за того, что вузы не приспособлены для работы с инвалидами, людьми с ограниченной подвижностью и проблемным здоровьем. Эту проблему призвано решить дистанционное образование, получение которого может производиться как в вышеупомянутых центрах, создающихся на базе специализированных учебных заведений, так и в домашних условиях с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Здесь система дистанционного образования будет играть не только чисто образовательную, но, что очень важно, и адаптационную роль, что позволит инвалидам осознать себя полноценными членами общества. Кроме того, наряду с разработкой программ дистанционного образования для инвалидов, нужно создать условия для их последующего трудоустройства, для чего необходимо обратиться к западной практике, где система социальной поддержки и адаптации инвалидов функционирует гораздо эффективнее российской.
Существенным недостатком действующей модели образования является излишняя дифференциация изучаемых предметов. Одной из задач открытого образования является комбинирование различных специальностей с целью научить обучающегося видеть единую картину мира. Интеграция различного рода информации и междисциплинарность придает процессу обучения целостность и личностную направленность.
Современные технологии дистанционного обучения обеспечивают возможность формирования содержания курсов исходя из индивидуальных потребностей учащихся. Этот фактор особо важен в современных жестких условиях спроса на рынке труда.
Другая информация:
Различные судьбы образования на востоке и западе
Разница в положении и условиях церкви на Западе и Востоке сказалась в различных судьбах, там и здесь, образования. На Востоке церковь не проявляет и не может проявить деятельной силы в образовании, но остается хранительницей античных начал образования, через свои солидные библиотеки, монастырские а ...
Становление и специфика формирования
диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В данной главе мы рассматриваем развитие диалога при общем недоразвитии речи. В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компоненто ...
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Возрастной период младших школьников – 6-10 лет. В работах Р.С. Немова говорится о том, что младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его не представляется возможным. Известный психолог Л.В. Выготский справедливо утверждал, что у ...