Материалы » Литературное творчество школьников » Проблема развития литературного творчества учащихся, как научная проблема

Проблема развития литературного творчества учащихся, как научная проблема

Страница 1

Проблемы образования в судьбах России наших дней становятся узловыми. На этапе смены парадигм культуры, науки, мировоззрения образование превращается в ведущий фактор экономического и социального развития страны. Высшим смыслом нахождения человека в образовательной среде, по верной мысли многочисленных современных ученых, становится раскрытие и совершенствование его творческих способностей.

Анализ литературы по проблеме литературно-творческого развития учащихся дает основание для вывода о том, что целая серия таких понятий, как «творчество», «литературное творчество учащихся», «литературно-творческие способности», «литературно-творческая деятельность», являющиеся основополагающими для теории и практики литературно-творческого развития учащихся, еще не имеют достаточно точных формулировок.

Понимание творчества характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: Бехтерев В.М, трактуя творчество с рефлексологической позиции, определяет его как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема – раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для л, решения запас прошлого опыта.

Богоявленская Д.Б, Калмыкова З.Н и другие ученые понимают творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний.

Пономарев Я.А понимает творчество в самом широком смысле: как взаимодействие, ведущее к развитию.

С точки зрения Кирсанова А.А., творчество по отношению к деятельности человека условно обозначает психологический акт воплощения, воспроизведения данных нашего сознания в относительно новой оригинальной форме в области художественной или практической деятельности.

Яковлева Е.Л., трактует творчество как процесс реализации собственной индивидуальности. Индивидуальность, понимаемая как совокупность характеристик, по которым один индивид отличается от другого, всегда уникальна, а, следовательно, нова. Таким образом, понятие «творчество» тесно связано с понятием «индивидуальность». Выражение себя, своей индивидуальности, есть не что иное, как выражение того, что и как ты видишь, слышишь, чувствуешь.

Анализ многообразия существующих в научной литературе трактовок категории «творчество» позволил установить, что общим для них является одно: создание чего-либо нового, уникального. Литературное творчество есть акт воплощения индивидуально неповторимого чувственного опыта личности школьника, накопленного в процессе восприятия окружающего мира, речевыми средствами, а литературно-творческие способности есть способности к охарактеризованному акту.

Развитие творческих способностей учащихся в целостном педагогическом процессе тесно связывает такие педагогические понятия, как «обучение», «воспитание», «развитие». Толкование этих понятий в литературе по педагогике отличается большим разнообразием.

Анализ и обобщение существующих трактовок перечисленных педагогических категорий позволили ученому-педагогу Андрееву В.И. дать определения понятий «обучение», «воспитание», наиболее полно и ясно отражающие их суть. Результатом и обучения, и воспитания учащегося, по исключительно верной мысли ученого, является развитие личностных качеств школьника.

Понятие «развитие» есть одно из важнейших понятий-категорий в современной педагогической науке, и имеет большое значение. Под развитием в научной литературе понимается закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное. Понятие «развитие» для педагогических систем (образовательно-воспитательных) определяется в научной литературе как «процесс и результат целенаправленного изменения системы, наиболее общей закономерностью, которой является ее переход из состояния развития в саморазвитие».

Развитие творческих сил личности учащегося, переходящее в саморазвитие, может осуществляться в процессе какой-либо деятельности, в том числе и в литературном творчестве. Учебное литературное творчество создает уникальные условия для целенаправленного обучения школьников творческому саморазвитию как виду деятельности, расширяя зоны возможностей для самопознания, самоопределения, самоуправления и саморазвития всего спектра «самости» ученика в процессе его рефлексирующего самосознания как творчески саморазвивающейся личности.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Элективные курсы в образовательной области «Математика»
Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. В середине прошлого века в старших классах отечественной школы много внимания и как следствие учебного времени уделялось математике. Специфика преподавания математики в старших классах во многом определяется тем, что экзамен по м ...

Практические приемы формирования правовой культуры
В данной главе продемонстрируем практическое применение некоторых новых приемов на трех этапах формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения (из опыта работы учителей СОШ № 16 г.Великого Новгорода). 1. Прием «коллективный вердикт» Вариант использования приема - на уроке граждановедени ...

Технология применения логических опорных конспектов
В основе технологии лежит идея опоры на зрительный образ, которая широко распространена в практике работы учителей географии. На уроках географии применяются опоры словесные (яркие образные рассказы, описания, в том числе отрывки из художественных произведений), графические (схемы, рисунки, таблицы ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru