В связи с этим особую значимость приобретает гуманистическая ориентация педагогов на существующие общекультурные, национальные и социальные нормы поведения. Приобщение учащихся к культурным ценностям невозможно без обращения к истории общественных явлений, изучение которых поможет им принять культурную обусловленность и личностную значимость приобретаемых в стенах учебного заведения знаний, умений, навыков, формируемых отношений и оценок. Социальный статус культуры в сознании человека связан с динамикой человеческих сообществ, их перспективами и возможными направлениями реформирования на различных исторических этапах и в соответствии с региональными особенностями (учет пространственно-временного фактора). Это позволяет говорить о том, что в культуре как специфическом способе организации и развития человеческой жизнедеятельности фиксируется ее конкретно-историческое своеобразие, в чем и заключается отличие от биологических форм жизни.
Так, например, в эпоху Античности философы трактовали знания как «природу вещей», при этом, не разделяя «вещи» природного и культурного происхождения. Человек не противопоставлялся природе, наука — искусству, а вера - знанию. Культура Нового времени под влиянием технократических сил общества поставила в центр «прогрессивного человека», упразднив единство знания и разделив его на естественно-научное и гуманитарное. Данная тенденция до сих пор находит свое отражение в специфике содержательных характеристик образовательных программ различных учебных заведений. Ход истории подтверждает, что структурные элементы культуры определяют, в свою очередь, структурные компоненты содержания образования. В то же время современные исследователи, основываясь на данном подходе, утверждают, что достижения культуры, отраженные в содержании образования, переходят в достояние личности и становятся основой развития ее духовности.
С этой точки зрения культура, воплощенная в социальный опыт человечества, определяет совокупность исторически обусловленных средств воспитания и обучения, которые становятся достоянием как личности, так и общества в целом. Поэтому развитие личности происходит за счет первоначального распредмечивания и «присвоения» продуктов как результатов деятельности в духовной и в материальной сферах, их превращения в личностно значимый материал. При этом механизм освоения личностью культуры строится на основе ее интерпретации с точки зрения собственных целей, стремлений и ценностей, т.е. реализуется в сфере культуры посредством активной творческой деятельности человека.
В целом культурологический подход позволяет определить оптимальную совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии собственно педагогической деятельности.
Одновременно происходит реализация следующих условий использования культурологического подхода в образовательном процессе:
- отбор культурологического содержания, обеспечивающего развитие личности как самого педагога, так и учащихся в совокупности их индивидуально-психологических особенностей;
- определение содержания конкретной сферы социально-культурного опыта, осваиваемого в процессе обучения.
Поэтому содержание образования, должно быть направлено на широкую общекультурную подготовку подрастающего поколения, его активное погружение в контекст общечеловеческой и национальной культуры, поскольку:
1) образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;
2) образование есть практика социализации человека и преемственности поколений;
Другая информация:
Отечественный опыт профильного обучения
Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Каким же был опыт дифференциации общего среднего образования в дореволюционной России? Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию се ...
Педагогические мысли Иоанна Златоуста
И. Златоуст (347—407 г.), род. в Антюхии, в Сирии. Образование получил в Константинополе, под руководством ритора Либания. По принятии крещения, поступил в монастырь. Позднее был архиепископом в Константинополе, откуда по настоянию императрицы Евдокии был сослан на полуостров Крым. Умер в 407 году ...
Формирование грамматического строя в онтогенезе
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахноровича, Д. Б.Эльконина и др. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании слово ...