Материалы » Социокультурные функции образования » Культурный подход

Культурный подход

Страница 1

В связи с этим особую значимость приобретает гуманистическая ориентация педагогов на существующие общекультурные, национальные и социальные нормы поведения. Приобщение учащихся к культурным ценностям невозможно без обращения к истории общественных явлений, изучение которых поможет им принять культурную обусловленность и личностную значимость приобретаемых в стенах учебного заведения знаний, умений, навыков, формируемых отношений и оценок. Социальный статус культуры в сознании человека связан с динамикой человеческих сообществ, их перспективами и возможными направлениями реформирования на различных исторических этапах и в соответствии с региональными особенностями (учет пространственно-временного фактора). Это позволяет говорить о том, что в культуре как специфическом способе организации и развития человеческой жизнедеятельности фиксируется ее конкретно-историческое своеобразие, в чем и заключается отличие от биологических форм жизни.

Так, например, в эпоху Античности философы трактовали знания как «природу вещей», при этом, не разделяя «вещи» природного и культурного происхождения. Человек не противопоставлялся природе, наука — искусству, а вера - знанию. Культура Нового времени под влиянием технократических сил общества поставила в центр «прогрессивного человека», упразднив единство знания и разделив его на естественно-научное и гуманитарное. Данная тенденция до сих пор находит свое отражение в специфике содержательных характеристик образовательных программ различных учебных заведений. Ход истории подтверждает, что структурные элементы культуры определяют, в свою очередь, структурные компоненты содержания образования. В то же время современные исследователи, основываясь на данном подходе, утверждают, что достижения культуры, отраженные в содержании образования, переходят в достояние личности и становятся основой развития ее духовности.

С этой точки зрения культура, воплощенная в социальный опыт человечества, определяет совокупность исторически обусловленных средств воспитания и обучения, которые становятся достоянием как личности, так и общества в целом. Поэтому развитие личности происходит за счет первоначального распредмечивания и «присвоения» продуктов как результатов деятельности в духовной и в материальной сферах, их превращения в личностно значимый материал. При этом механизм освоения личностью культуры строится на основе ее интерпретации с точки зрения собственных целей, стремлений и ценностей, т.е. реализуется в сфере культуры посредством активной творческой деятельности человека.

В целом культурологический подход позволяет определить оптимальную совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии собственно педагогической деятельности.

Одновременно происходит реализация следующих условий использования культурологического подхода в образовательном процессе:

- отбор культурологического содержания, обеспечивающего развитие личности как самого педагога, так и учащихся в совокупности их индивидуально-психологических особенностей;

- определение содержания конкретной сферы социально-культурного опыта, осваиваемого в процессе обучения.

Поэтому содержание образования, должно быть направлено на широкую общекультурную подготовку подрастающего поколения, его активное погружение в контекст общечеловеческой и национальной культуры, поскольку:

1) образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;

2) образование есть практика социализации человека и преемственности поколений;

Страницы: 1 2

Другая информация:

Результаты экспериментальной работы по осуществлению дизайн-образования старшеклассников на принципах гуманизма
В основу нашей экспериментальной работы легло разработанное нами построение процесса обучения старшеклассников дизайну одежды и его дидактическое обеспечение. Это обусловлено необходимостью проведения экспериментальной проверки эффективности дизайнобразования старшеклассников с использованием систе ...

Организация культурного досуга молодёжи и подростков. Развитие творческих способностей на примере клубной деятельности в УДО
Культурно-досуговая деятельность представляет особый вид педагогической активности, имеющий двойственный характер. С одной стороны, чтобы интересно, содержательно и с пользой для себя организовать отдых и развлечение, снять утомление и усталость, включиться в различные виды деятельности, требуется ...

Тряпичная кукла
Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Матерчатая кукла – пр ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru