Разработанный учебный план школы должен удовлетворять таким требованиям, как:
– сбалансированность между собой предметных, межпредметных и ориентационных курсов;
– полнота представленных курсов по выбору;
– преемственность с профильным образованием школы;
– гибкость плана, наличие резервов и возможности для его изменения;
– отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке;
– вариативность курсов, включенных в план;
– обеспеченность плана ресурсами;
– контролируемость и чувствительность к возможным сбоям.
Анализ учебных планов школ показывает, что их разработчики допускают ряд типичных ошибок в создании планов. К ним относится:
– несоблюдение норм базовой модели, на которые опираются школьные учебные планы; так, чаще других, превышается норма предельно допустимой учебной нагрузки;
– отсутствуют или составляются формально пояснительные записки к планам; они не объясняют и не обосновывают целесообразности тех изменений, которые внесли в план разработчики, не раскрывают, какими ценностными установками они руководствовались при создании плана.
Для успешной организации образовательного процесса в школе важнейшее значение имеет еще один этап его планирования – составление расписании занятий.
План и расписание должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему. Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана школы и является инструментом для структурирования времени учебного дня, недели, четверти, полугодия, года.
Расписание занятий должно соответствовать ориентации на высокое качество образования, профилактику и преодоление дезорганизации школьной жизни, перегрузки, переутомления, заболеваемости, быть направленным на поддержание хорошего самочувствия детей и взрослых. Оно должно учитывать психофизиологические особенности учащихся, санитарно-гигиенические нормы, рекомендации медиков и психологов, которые даются с ориентацией на конкретный вид учреждения, учитывать особенности содержания и построения образовательного процесса в конкретной школе, дидактические требования к режиму работы учреждения, а также интересы, возможности и объем нагрузки учителей. Наряду с этим, расписание занятий должно быть достаточно гибким, позволяющим оперативно реагировать на разные ситуации, возникающие с конкретным классом, преподавателем, кабинетом, вносить частные изменения, не меняя всего расписания.
Другая информация:
Понятие об аудировании как виде речевой деятельности
Прежде всего определим понятие аудирование. Этот термин был введен в отечественную методику не так давно американским психологом Брауном. В английском языке, правда, этот термин не употребляется. "Listening comprehension" («восприятие и понимание со слуха»), по мнению зарубежных методисто ...
Организационные
решения по реализации необходимых требований и условий к процедуре контроля
знаний и тестирования
Одним из важнейших вопросов построения распределенных образовательных систем является задача объективной оценки результатов обучения. Следует отметить, что данная проблема многогранна и единого мнения по ее решению нет. В частности, весьма распространено мнение, что тестируемый будет использовать л ...
Различные судьбы образования на востоке и западе
Разница в положении и условиях церкви на Западе и Востоке сказалась в различных судьбах, там и здесь, образования. На Востоке церковь не проявляет и не может проявить деятельной силы в образовании, но остается хранительницей античных начал образования, через свои солидные библиотеки, монастырские а ...