Материалы » Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников » Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Страница 4

Ценностную основу дизайнобразования составляет тот факт, что оно должно базироваться на формировании эстетических отношений. Указанные отношения вытекают из сложной системы отношений человека с окружающими природными и искусственным предметным, технологическим миром и обществом, сложившихся в процессе общественно-исторической практики и включает три диалектически связанные между собой компонента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимодействие в эстетическом познавательном процессе формирует эстетическую культуру отношений, эстетический вкус.

Изучение психологической, педагогической литературы позволяет сделать вывод, что формирование отношений становится краеугольным камнем современной педагогической науки и рождение идеи «Педагогики отношений» (Д.М. Гришин, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова и др.). по мнению многих теоретиков искусствоведения и эстетики (Ю.Б. Борев, Э.Ф. Володин, А.В. Гулыга, А.Г. Давыдов, Л.А. Зеленов, Н.И. Киященко, Н.З. Коротков и др.). Эстетические отношения имеют особый, универсальный характер.

Диалектически объединяя в себе гуманистический, интеллектуальный, практический, ценностно-ориентированный, творческий, эмоциональный и другие компоненты, реализующиеся в дизайнерской деятельности, эстетические отношения пронизывают всю систему человеческих отношений, возникающих при создании изделия. Поэтому в процессе обучения старшеклассников дизайну в основе формирования у них эстетических отношений лежит не только самостоятельная эстетическая деятельность по изготовлению полезных и красивых вещей (продукты дизайна), но и преобразования личности учащегося, ее восхождения к гуманистическим идеалам.

Теоретический анализ проблемы дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников в образовательной области «Технология», позволил установить, что организация процесса обучения дизайнерской деятельности на гуманистической основе играет существенную роль в формировании личностных качеств учащегося. Это – эстетическое сознание, эстетическое отношение к предмету, средствам, результату труда, гуманные межличностные отношения. Указанные отношения составляют внутреннее единство с нравственными отношениями и оценками, а также технологическими, экономическими и общественными. Утилитарно-практический подход к предмету обучения старшеклассников дизайнерской деятельности (являющегося, как известно, предметом природы), построенной на принципах нравственности, технологической, эстетической и экологической этики, является важным средством гуманизации процесса обучения, одним из принципов гуманистической педагогики.

Применительно к предмету нашей квалификационной работы, соблюдение указанных принципов в сочетании с пониманием эстетического как общечеловеческой ценности, позволяют в процессе обучения старшеклассников дизайнерской деятельности оптимально использовать объективные эстетические и технологические свойства предмета природы, создать необходимую художественную форму, художественное качество и образ производимого продукта. В таком подходе решаются педагогические задачи формирования у учащихся внутренней эстетической культуры как важнейшего показателя целостности личности будущего производителя материальных ценностей и услуг. Внутренняя эстетическая культура предопределяет ценностное отношение к общественным функциям создаваемого изделия (Л.П. Заречная).

Формирование у старшеклассников указанной системы ценностей органично связано с их пониманием, что художественная форма, художественное качество и образ производимого продукта зависят не только от естественных свойств предмета труда, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включен: социально-экономических условий, духовно-нравственного состояния общества, его традиций, уровня развития материального производства, научных знаний и профессионализма, эстетической культуры и ценностных ориентаций его участников и других факторов. Такой подход составляет основу дизайнобразования, так как он раскрывает важнейшие факторы и принципы дизайна. (Ф.И. Пармон)

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Игра как средство формирования личности дошкольника
В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса в формировании личности дошкольника во многом зависит от грамотного педагогического руководства. Пе ...

Типология уроков
Комбинированный урок 1. Организационный этап. Целевая направленность. 2. Этап проверки домашнего задания. 3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся. 4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мини цель. 5. Этап усвоения новых знаний. 6. Этап закрепления новых знаний. 7. Этап инфор ...

Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения
Практическая работа по развитию связной письменной речи в 9 классе проводилась в несколько этапов. Каждый этап рассмотрим в отдельном пункте. Рассмотрим один из уроков, проведённых в 9 классе по развитию связной письменной речи в специальной (коррекционной школе 8 вида). Учащимся было необходимо со ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru