Материалы » Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников » Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Страница 4

Ценностную основу дизайнобразования составляет тот факт, что оно должно базироваться на формировании эстетических отношений. Указанные отношения вытекают из сложной системы отношений человека с окружающими природными и искусственным предметным, технологическим миром и обществом, сложившихся в процессе общественно-исторической практики и включает три диалектически связанные между собой компонента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимодействие в эстетическом познавательном процессе формирует эстетическую культуру отношений, эстетический вкус.

Изучение психологической, педагогической литературы позволяет сделать вывод, что формирование отношений становится краеугольным камнем современной педагогической науки и рождение идеи «Педагогики отношений» (Д.М. Гришин, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова и др.). по мнению многих теоретиков искусствоведения и эстетики (Ю.Б. Борев, Э.Ф. Володин, А.В. Гулыга, А.Г. Давыдов, Л.А. Зеленов, Н.И. Киященко, Н.З. Коротков и др.). Эстетические отношения имеют особый, универсальный характер.

Диалектически объединяя в себе гуманистический, интеллектуальный, практический, ценностно-ориентированный, творческий, эмоциональный и другие компоненты, реализующиеся в дизайнерской деятельности, эстетические отношения пронизывают всю систему человеческих отношений, возникающих при создании изделия. Поэтому в процессе обучения старшеклассников дизайну в основе формирования у них эстетических отношений лежит не только самостоятельная эстетическая деятельность по изготовлению полезных и красивых вещей (продукты дизайна), но и преобразования личности учащегося, ее восхождения к гуманистическим идеалам.

Теоретический анализ проблемы дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников в образовательной области «Технология», позволил установить, что организация процесса обучения дизайнерской деятельности на гуманистической основе играет существенную роль в формировании личностных качеств учащегося. Это – эстетическое сознание, эстетическое отношение к предмету, средствам, результату труда, гуманные межличностные отношения. Указанные отношения составляют внутреннее единство с нравственными отношениями и оценками, а также технологическими, экономическими и общественными. Утилитарно-практический подход к предмету обучения старшеклассников дизайнерской деятельности (являющегося, как известно, предметом природы), построенной на принципах нравственности, технологической, эстетической и экологической этики, является важным средством гуманизации процесса обучения, одним из принципов гуманистической педагогики.

Применительно к предмету нашей квалификационной работы, соблюдение указанных принципов в сочетании с пониманием эстетического как общечеловеческой ценности, позволяют в процессе обучения старшеклассников дизайнерской деятельности оптимально использовать объективные эстетические и технологические свойства предмета природы, создать необходимую художественную форму, художественное качество и образ производимого продукта. В таком подходе решаются педагогические задачи формирования у учащихся внутренней эстетической культуры как важнейшего показателя целостности личности будущего производителя материальных ценностей и услуг. Внутренняя эстетическая культура предопределяет ценностное отношение к общественным функциям создаваемого изделия (Л.П. Заречная).

Формирование у старшеклассников указанной системы ценностей органично связано с их пониманием, что художественная форма, художественное качество и образ производимого продукта зависят не только от естественных свойств предмета труда, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включен: социально-экономических условий, духовно-нравственного состояния общества, его традиций, уровня развития материального производства, научных знаний и профессионализма, эстетической культуры и ценностных ориентаций его участников и других факторов. Такой подход составляет основу дизайнобразования, так как он раскрывает важнейшие факторы и принципы дизайна. (Ф.И. Пармон)

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Средства и методы, способствующие развитию навыков домашней самостоятельной работы учеников по иностранному языку
Что же касается самостоятельной работы дома, то здесь мы рассмотрим работу с такими компонентами как работа с текстом, словарём и справочной литературой, рабочей тетрадью, а также написание сочинений. Итак, работа с текстом. Эта работа является более сложной, так как тексты достаточно велики по объ ...

Психологические особенности формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста
Анализ готовности личности к любому виду деятельности показывает необходимость формирования ее способностей. Данной проблеме посвящены многочисленные научные исследования. Так, в исследованиях Е.И. Роговой, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, Б.М. Теплова и др. отмечается, что способности представляют ...

Правила изображения фигуры человека. Пропорции и выразительные средства
Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении час ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru