В ХХI веке происходят качественные изменения в сфере общественного производства: техническая революция перерастает в технологическую. Технологически образовывать ученика значит в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства сформировать у него жизненно важные общетрудовые знания и умения, привить трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культурой, обеспечить профессиональное самоопределение.
Отсюда возникает необходимость изменения самой составляющей образования. Детей следует учить самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозируя результаты и возможные последствия разных вариантов решения; оценивать полученные результаты и находить способы совершенствования.
Система образования должна обеспечить человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Все эти требования не могут не отражаться на содержании современного образования, которое должно быть интегрированным.
Явным представителем, отражающим в себе возможности формирования вышеперечисленных требований, является образовательная область «Технология». Являясь интегрированным курсом, синтезирующим научные знания из основных общеобразовательных школьных дисциплин и показывающий их использование, обеспечивает учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаний и умений для полноценного самоопределения и адаптации к современным условиям жизни.
Важной особенностью содержания образовательной области «Технология» является его интегративный характер. Здесь открывается большой простор для использования межпредметных связей.
Программы по технологии предполагают широкое использование межпредметных связей. Межпредметные связи основываются на общих для смежных дисциплин объектах изучения. В технологическом цикле таковыми являются технические и технологические явления и процессы, материалы, а также методы учебного познания и приемы познавательной деятельности. Но осуществление межпредметных связей возможно лишь в случае наличия в содержании соответствующих учебных курсов и знаниях обучающихся информации об этих объектах изучения. Это научные факты (сведения о назначении, устройстве, особенностях, принципе работы, типах, основных параметрах, материалах изучаемых объектов), понятия (совокупности суждений об этих объектах и процессах), законы и закономерности (отношения между параметрами технических и технологических объектов и процессов, которые выражаются формулами).
Анализ содержания учебного материала и учебного процесса показал, что между учебными дисциплинами технологического цикла необходимо выделять по меньшей мере, следующие закономерные связи:
1. По направлению связей — предшествующие и последующие. Например, в процессе изучения темы «Снятие мерок» при использовании знаний по курсу «Математические измерения» будут устанавливаться предшествующие связи, а при использовании знаний по курсу «Конструирование швейных изделий» — последующие.
2. По типу взаимодействия знаний — связи развития и связи функционирования. Связи развития предполагают концентрическое расширение знаний в последующих дисциплинах. Например, понятие темы «Материаловедение» о свойствах текстильных волокон получает развитие в проектно-исследовательской деятельности подбора материалов для изготовляемого изделия. При осуществлении связи функционирования сведения из двух смежных дисциплин интегрируются в новое знание, принадлежащее третьей. Например, знания из курса химии о химических свойствах различных веществ и валеологических особенностях продуктов образуют в разделе «Кулинария» новые знания.
3. По характеру результата взаимодействия знаний — связи порождения и связи преобразования. Связи порождения (их еще называют причинно-следственные) могут быть установлены тогда, когда знания по одной дисциплине описывают причины изучаемых явлений и процессов, а знания по другой — следствия этих причин. Например, в разделе «Уход за комнатными растениями» особенности применения различных удобрений можно объяснить на основе знаний о химических свойствах веществ, используемых при изготовлении удобрений и биологических особенностей роста и развития растений. Связи преобразования имеют место в том случае, когда знания по одной учебной дисциплине вливаются, дополняют, обогащают знания по другим. Например, понятие о «золотом правиле» механики конкретизируется при выборе учащимися ножниц при резании различных материалов по плотности и толщине.
4. По составу содержания знаний. Связи этого типа устанавливаются как между одноименными компонентами знаний (например, между научными фактами одной дисциплины и научными фактами другой), так и между разноименными (научными фактами и понятиями, понятиями и законами). Например, в разделе «Конструирование и моделирование одежды» знание об антропометрических точках основывается на понятиях анатомического строения.
Другая информация:
Сущность, функции и принципы профессионального обучения
Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования. Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессиональ ...
Технология учебно-игровой деятельности
Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра рассматривается с разных позиций: 1) как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) как прием обучения, направлен ...
Кабинет истории. Санитарно-гигиенические требования
Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение". Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта. В помещении должно быть боковое левостор ...