Человеческий фактор соединяет все компоненты дизайнерской деятельности. Соотносясь с этим фактором, культурная предметная среда приобретает не просто утилитарную и эстетическую целесообразность, но и целый ряд совершенно особых качеств. Так, среда может рассматриваться с точки зрения социально идеологических ценностей, отражать историко-национальные черты, индивидуальные вкусовые предпочтения и даже экологический фон эпохи. Интегрируя в себе материальную, духовную, интеллектуальную части и охватывая безграничный психологический мир, культурная среда объективно требует гармоничного развития интеллектуальных, физических и духовных потенций человека, его технологической и эстетической культуры и образованности в сфере дизайна.
Каждый человек является субъектом художественно-технического видения социального мира. Приобретение комплекса дизайнерских знаний, представлений и умений является необходимым условием многостороннего развития личности. Знания в области дизайна являются специфическим средством формирования эстетического отношения к технологическому миру и предметно-пространственной среде.
В дизайне наиболее полно проявляется эстетическое отношение к труду, культуре производства и потребления, так как в нем соединяются в единое целое целесообразность, эстетическое и техническое начала трудовой деятельности. Этим объясняется принципиально важная роль дизайна в трудовом и профессиональном обучении учащихся.
В процессе выполнении квалификационной работы, теоретического анализа ее предмета исследования выявлено, что при формировании знаний и умений по дизайну на уроках технологии необходимо руководствоваться следующими основными дизайнерскими знаниями и умениями элементы которых должны усвоить учащиеся:
- знания основных понятий дизайна: композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях;
- умения: анализировать промышленные изделия, проводить дизайнерский анализ и синтез при решении художественно-технических задач, применять графические и пластические способы формообразования, учитывать формообразующие, эргономические и технологические факторы при решении задач.
Вместе с тем в процессе обучения технологии у школьников необходимо сформировать социально значимые качества личности, такие как: эстетические потребности и эстетический вкус, потребности и способности к эстетической оценке предметно-пространственной среды, технологического мира и создание эстетических ценностей. Большое значение при этом имеет то, что в процессе дизайнерской деятельности существуют широкие возможности развития эстетического вкуса и помощи учащихся в осознании того, что в культуре массового производства имеются свои собственные эстетические достоинства и способы проявления творческой индивидуальности.
Поскольку дизайн является непосредственным носителем духовной и материальной культуры, синтезом науки, техники и искусства, то на уроках технологии необходимо использовать его как эффективное средство эстетического воспитания учащихся и формирования у них высоких эстетических потребностей, эстетического вкуса, что является важнейшей задачей.
Это возможно осуществить в процессе проектирования одежды.
Одежда – это не только покровы предохраняющие тело человека от повреждений и воздействий, она также является неотъемлемой частью среды жизнедеятельности человека, материально-духовного наследия общества.
Другая информация:
История развития игрушки
Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Игрушка – это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смысло ...
Ведущие научно-педагогические центры
В 1830 г. по предложению П.Л. Шиллинга И. Бичурин был включен в состав научной экспедиции в район Кяхты, где находился центр русско-китайской торговли. Он предполагал на месте составить грамматику китайского языка, дополнить и переписать с помощью местных китайцев составленный им тематический китай ...
Взрослый человек как субъект обучения
Андрагогика имеет дело с общими закономерностями обучения взрослых, с научно-методическим и кадровым обеспечением этой деятельности. По мнению известного социолога И.С. Кона, возрастные категории имеют три системы отсчета, куда входят: - закономерности индивидуального развития (возможности человека ...