Материалы » Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников » Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Страница 2

Человеческий фактор соединяет все компоненты дизайнерской деятельности. Соотносясь с этим фактором, культурная предметная среда приобретает не просто утилитарную и эстетическую целесообразность, но и целый ряд совершенно особых качеств. Так, среда может рассматриваться с точки зрения социально идеологических ценностей, отражать историко-национальные черты, индивидуальные вкусовые предпочтения и даже экологический фон эпохи. Интегрируя в себе материальную, духовную, интеллектуальную части и охватывая безграничный психологический мир, культурная среда объективно требует гармоничного развития интеллектуальных, физических и духовных потенций человека, его технологической и эстетической культуры и образованности в сфере дизайна.

Каждый человек является субъектом художественно-технического видения социального мира. Приобретение комплекса дизайнерских знаний, представлений и умений является необходимым условием многостороннего развития личности. Знания в области дизайна являются специфическим средством формирования эстетического отношения к технологическому миру и предметно-пространственной среде.

В дизайне наиболее полно проявляется эстетическое отношение к труду, культуре производства и потребления, так как в нем соединяются в единое целое целесообразность, эстетическое и техническое начала трудовой деятельности. Этим объясняется принципиально важная роль дизайна в трудовом и профессиональном обучении учащихся.

В процессе выполнении квалификационной работы, теоретического анализа ее предмета исследования выявлено, что при формировании знаний и умений по дизайну на уроках технологии необходимо руководствоваться следующими основными дизайнерскими знаниями и умениями элементы которых должны усвоить учащиеся:

- знания основных понятий дизайна: композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях;

- умения: анализировать промышленные изделия, проводить дизайнерский анализ и синтез при решении художественно-технических задач, применять графические и пластические способы формообразования, учитывать формообразующие, эргономические и технологические факторы при решении задач.

Вместе с тем в процессе обучения технологии у школьников необходимо сформировать социально значимые качества личности, такие как: эстетические потребности и эстетический вкус, потребности и способности к эстетической оценке предметно-пространственной среды, технологического мира и создание эстетических ценностей. Большое значение при этом имеет то, что в процессе дизайнерской деятельности существуют широкие возможности развития эстетического вкуса и помощи учащихся в осознании того, что в культуре массового производства имеются свои собственные эстетические достоинства и способы проявления творческой индивидуальности.

Поскольку дизайн является непосредственным носителем духовной и материальной культуры, синтезом науки, техники и искусства, то на уроках технологии необходимо использовать его как эффективное средство эстетического воспитания учащихся и формирования у них высоких эстетических потребностей, эстетического вкуса, что является важнейшей задачей.

Это возможно осуществить в процессе проектирования одежды.

Одежда – это не только покровы предохраняющие тело человека от повреждений и воздействий, она также является неотъемлемой частью среды жизнедеятельности человека, материально-духовного наследия общества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Отечественный опыт профильного обучения
Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Каким же был опыт дифференциации общего среднего образования в дореволюционной России? Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию се ...

Методическая служба в условиях развития республиканской системы последипломного образования педагогов
Деятельность методического кабинета улусного управления образования строилась на концептуальной идее республиканской системы последипломного образования педагогов - удовлетворять индивидуальные потребности и интересы педагогов в их профессиональном, общекультурном росте, духовном развитии. Ведущие ...

Профилактика и способы решения конфликта
Как уже говорилось, педагогическое общение может приводить к возникновению конфликтов. Исходя из того, что педагог, в силу своего профессионализма и опыта способен видеть два интереса: ситуативный интерес и интерес развития ученика, как нами упоминалось ранее, то задача педагога в таком случае сост ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru