Материалы » Формирование обществоведческих знаний у младших школьников » Реализация педагогических условий эффективного формирования обществоведческих знаний у третьеклассников

Реализация педагогических условий эффективного формирования обществоведческих знаний у третьеклассников

Страница 1

На основе результатов констатирующего эксперимента и для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо проведение формирующего эксперимента.

С декабря 2009 г. по май 2010 г. был проведён формирующий эксперимент.

Цель эксперимента: реализация педагогических условий по формированию обществоведческих знаний у младших школьников.

Первое дидактическое условие – осуществление деятельностного подхода в организации урока при изучении обществоведческого материала.

Реализацию первого педагогического условия покажем на примере проведенного урока по теме

«Для чего нужна экономика». На уроке были поставлены следующие цели: познакомить с новым для них значением слова «экономика»; развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. В качестве оборудования использовались картины «стройка», «транспорт», «в магазине», «сельское хозяйство», «химический комбинат», «гидроэлектростанция».

Урок начинался с короткого отрывка:

Великая радость – работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета –

Все счастье земли – за трудом! (В. Брюсов)

При помощи вопросов определили главное в отрывке.

Учитель: О какой потребности человека говорится в этом стихотворении?

Дети: о труде.

Учитель: Для чего нужен труд?

Дети: Без труда не будет хлеба, одежды, обуви, тех потребностей.

С целью введения в тему была проведена беседа на основе текстов и иллюстраций учебника. В начале беседы перед детьми был поставлен проблемный вопрос:

Учитель: Что такое экономика? Как бы вы ответили?

Дети дали разные варианты ответов, некоторые из них записали на доске: Это умение экономить, это заводы и фабрики, это, где все делают для жизни, это, где зарабатывают деньги.

На данном этапе дети опирались на субъектный опыт и житейские знания, поэтому ответы неопределенные.

И теперь учитель прочитав текст «Для чего нужна экономика» (учебник, стр. 36–38), предложил детям вновь объяснить, что такое экономика. Для точного понимания прочитали определение экономики на стр. 39.

Продолжили беседу.

Учитель: Какие потребности есть у каждого человека? Прочитайте.

Дети: Кроссовки, плеер, мороженое, книги, холодильник.

Учитель: Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства? Промышленности? Строительства? Транспорта? Торговли?

Дети выбирали ответы на поставленные вопросы из текста учебника.

Далее обратились к иллюстрации.

Учитель: Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что такое товары? Какие товары необходимы человеку?

Дети: Это предметы, при помощи которых люди удовлетворяют свои потребности.

Чтобы акцентировать внимание на важности формируемых знаний и с целью выделения главного была организована работа по составлению таблицы.

Учитель: Заметьте, что некоторые из своих потребностей (пища, свет и др.) человек удовлетворяет как за счет природы, так и за счет экономики. В третьем столбике проставьте степень важности данной потребности для человека.

Учитель: Сделаем вывод: что дает нам природа?

Дети: воду, воздух, свет, тепло, пищу, но не в готовом виде.

Учитель: Что дает нам экономика или хозяйство?

Дети: удовлетворяет наши потребности, обрабатывает то, что дает природа.

Вновь поставили проблемный вопрос.

Учитель: Все ли потребности человека может удовлетворить экономика?

Дети сначала ответили, что все. Тогда предложили вновь обратиться к учебнику и найти там правильный ответ. При первоначальном чтении статьи учебника дети не акцентировали внимание на том, что есть духовные потребности. Теперь ответ на поставленный вопрос заставил их задуматься о значении нравственных качеств человека.

Сделали вывод: Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.

В качестве подтверждения вывода прочитали диалог «Потребление».

«Встретились во дворе Лошадь с Коровой и стали рассуждать о смысле жизни и правах домашних животных.

– Смотрю я на наших свиней и вижу: одно у них на уме – потребление пищи. Ничего им больше не нужно, только есть бы, да есть. Никогда насытиться не могут. Разве цель жизни в том, чтобы непрерывно потреблять? Ты, Корова, поешь немного и успокоишься. Да к тому же еще молоко людям даешь, пользу приносишь.

– Согласна с тобой, Лошадь. Ты гораздо больше и по размеру, и по весу, а ешь меньше. Да к тому же, сколько работы делаешь, сколько грузов перевозишь. Вот ведь люди, могли бы потреблять сколько угодно, у них все есть. А они потребляют пищи меньше, чем мы.

– Но люди еще потребляют одежду и всякие удовольствия, которых мы лишены, – заметила Лошадь.

– А я думаю, что их одежда, дома и всякие удовольствия все же не могут заменить потребления пищи, – возразила Корова.

– Поэтому люди потребляют и то, и другое, – согласилась Лошадь.»

Далее беседа «Для чего нужна экономика» строилась на основе рассуждений с доказательствами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Положение о методическом объединении учителей-предметников
1. Состав методического объединения определяется соответственно специализации членов педагогического коллектива. 2. Из состава членов методического объединения директором школы или его заместителем по учебной работе рекомендуется руководитель, который утверждается на педагогическом совете. 3. Члены ...

Примерное тематическое планирование по теме: «Графическое изображение фигуры человека»
Исходя из цели нашего исследования: Активизировать творческую деятельность учащихся и расширить представления об использовании выразительных средств графики при рисовании фигуры человека, мы определили ряд задач: провести первичную диагностику, составить тематическое планирование уроков по теме «Гр ...

Характеристика традиционного и обучающегося общества
Обучающееся и традиционное общество – это две противоположности, два противопоставления. Обучающееся общество, которое приходит на смену традиционному, живет и развивается в соответствии с концепцией «образование через всю жизнь» или «учение длинною в жизнь», то есть процесс образования человека не ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru