На основе результатов констатирующего эксперимента и для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо проведение формирующего эксперимента.
С декабря 2009 г. по май 2010 г. был проведён формирующий эксперимент.
Цель эксперимента: реализация педагогических условий по формированию обществоведческих знаний у младших школьников.
Первое дидактическое условие – осуществление деятельностного подхода в организации урока при изучении обществоведческого материала.
Реализацию первого педагогического условия покажем на примере проведенного урока по теме
«Для чего нужна экономика». На уроке были поставлены следующие цели: познакомить с новым для них значением слова «экономика»; развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. В качестве оборудования использовались картины «стройка», «транспорт», «в магазине», «сельское хозяйство», «химический комбинат», «гидроэлектростанция».
Урок начинался с короткого отрывка:
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета –
Все счастье земли – за трудом! (В. Брюсов)
При помощи вопросов определили главное в отрывке.
Учитель: О какой потребности человека говорится в этом стихотворении?
Дети: о труде.
Учитель: Для чего нужен труд?
Дети: Без труда не будет хлеба, одежды, обуви, тех потребностей.
С целью введения в тему была проведена беседа на основе текстов и иллюстраций учебника. В начале беседы перед детьми был поставлен проблемный вопрос:
Учитель: Что такое экономика? Как бы вы ответили?
Дети дали разные варианты ответов, некоторые из них записали на доске: Это умение экономить, это заводы и фабрики, это, где все делают для жизни, это, где зарабатывают деньги.
На данном этапе дети опирались на субъектный опыт и житейские знания, поэтому ответы неопределенные.
И теперь учитель прочитав текст «Для чего нужна экономика» (учебник, стр. 36–38), предложил детям вновь объяснить, что такое экономика. Для точного понимания прочитали определение экономики на стр. 39.
Продолжили беседу.
Учитель: Какие потребности есть у каждого человека? Прочитайте.
Дети: Кроссовки, плеер, мороженое, книги, холодильник.
Учитель: Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства? Промышленности? Строительства? Транспорта? Торговли?
Дети выбирали ответы на поставленные вопросы из текста учебника.
Далее обратились к иллюстрации.
Учитель: Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что такое товары? Какие товары необходимы человеку?
Дети: Это предметы, при помощи которых люди удовлетворяют свои потребности.
Чтобы акцентировать внимание на важности формируемых знаний и с целью выделения главного была организована работа по составлению таблицы.
Учитель: Заметьте, что некоторые из своих потребностей (пища, свет и др.) человек удовлетворяет как за счет природы, так и за счет экономики. В третьем столбике проставьте степень важности данной потребности для человека.
Учитель: Сделаем вывод: что дает нам природа?
Дети: воду, воздух, свет, тепло, пищу, но не в готовом виде.
Учитель: Что дает нам экономика или хозяйство?
Дети: удовлетворяет наши потребности, обрабатывает то, что дает природа.
Вновь поставили проблемный вопрос.
Учитель: Все ли потребности человека может удовлетворить экономика?
Дети сначала ответили, что все. Тогда предложили вновь обратиться к учебнику и найти там правильный ответ. При первоначальном чтении статьи учебника дети не акцентировали внимание на том, что есть духовные потребности. Теперь ответ на поставленный вопрос заставил их задуматься о значении нравственных качеств человека.
Сделали вывод: Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.
В качестве подтверждения вывода прочитали диалог «Потребление».
«Встретились во дворе Лошадь с Коровой и стали рассуждать о смысле жизни и правах домашних животных.
– Смотрю я на наших свиней и вижу: одно у них на уме – потребление пищи. Ничего им больше не нужно, только есть бы, да есть. Никогда насытиться не могут. Разве цель жизни в том, чтобы непрерывно потреблять? Ты, Корова, поешь немного и успокоишься. Да к тому же еще молоко людям даешь, пользу приносишь.
– Согласна с тобой, Лошадь. Ты гораздо больше и по размеру, и по весу, а ешь меньше. Да к тому же, сколько работы делаешь, сколько грузов перевозишь. Вот ведь люди, могли бы потреблять сколько угодно, у них все есть. А они потребляют пищи меньше, чем мы.
– Но люди еще потребляют одежду и всякие удовольствия, которых мы лишены, – заметила Лошадь.
– А я думаю, что их одежда, дома и всякие удовольствия все же не могут заменить потребления пищи, – возразила Корова.
– Поэтому люди потребляют и то, и другое, – согласилась Лошадь.»
Далее беседа «Для чего нужна экономика» строилась на основе рассуждений с доказательствами.
Другая информация:
Язык схоластического образования и школы
Общим языком образования и школы в средние века был и оставался. Все изучалось только на нем и посредством его он был „дверью наук и образования. Естественно, этой дверью образование отделялось от народной массы и, благодаря ей, составляло, в общем, привилегию только некоторых, кто эту дверь открыв ...
Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обусловливаются различные виды проверки и ...
Коррекционная работа по развитию музыкальных способностей у детей с
нарушенным зрением
В результате полученных данных мы посчитали необходимым разработать коррекционную программу для детей с нарушенным зрением. В качестве ориентира выступало положение о том, что музыкальная деятельность – это фактор эмоционального, творческого, нравственного, эстетического и умственного развития дете ...