Материалы » Формирование обществоведческих знаний у младших школьников » Реализация педагогических условий эффективного формирования обществоведческих знаний у третьеклассников

Реализация педагогических условий эффективного формирования обществоведческих знаний у третьеклассников

Страница 2

Учитель: Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?

Дети: солнце светит не весь день, а свет нужен и вечером, и ночью, когда на улице пасмурно. Тогда мы включаем электрический свет, который бежит по электрическим проводам в каждый дом.

Учитель вывешивает на доске изображение гидроэлектростанции, рассказывает о ее работе.

Учитель: Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? Докажи.

Дети: прямо из реки пить воду нельзя, ее надо очистить, потом ее надо доставить в дома. Эти занимается «Водоканал».

Учитель: Какие продукты питания человек получает непосредственно от природы? А может это тоже продукт экономики? Докажи.

Дети: некоторые овощи, фрукты, ягоды растут сами, а многие выращивают люди, делают из них консервы, хранят, продают. Значит эти тоже занимается экономика.

Учитель: Назови профессии людей, которые производят: а) товары; б) услуги.

Дети: Товары производят: животновод, доярка, металлург, строитель, шахтер, геолог, нефтяник, хлебороб. Услуги оказывают: продавец, врач, машинист, водитель, парикмахер, учитель.

Учитель: Запишите в словарик значения слов «потребности»; «товары», «услуги».

На этапе закрепления знаний предложили несколько занимательных вопросов.

Учитель: Отгадай слово. Выбери нужные ответы. Какое слово получилось?

1. Что такое потребности людей?

– все, что требуется людям для жизни;

– умение видеть красивое вокруг себя.

2. Главная задача экономики.

– производство товаров и услуг;

– удовлетворение разнообразных потребностей людей.

3. Что такое товары?

– это предметы, которые человек производит;

– это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

– Что такое услуги?

– добыча поваренной соли, нефти;

– проведение экскурсии в музее, лечение больных, обучение детей.

Учитель: Какое же слово у вас получилось?

Дети: Получилось слово «ТРУД»

Учитель: Для чего нужен труд?

Дети: Труд необходим для развития экономики. Без труда не будет различных товаров и услуг.

В итоговой части урока провели рефлексию.

Учитель: Какие новые слова сегодня смогли объяснить? О чем можете рассказать дома?

На этом этапе дети назвали слова «Экономика», «потребности», «товары», «услуги», «хозяйство», дали им объяснение. Рефлексия показала, что у школьников произошло формирование новых для них экономических понятий.

Подобную структуру имели и многие другие уроки на темы: «Общество», Опасные места», «Три кита экономики», «Какая бывает промышленность», «Государственный бюджет». Конспекты уроков представлены в приложении 3.

С целью реализации данного педагогического условия мы проанализировали мы проанализировали содержание обществоведческих знаний и возможности их интеграции с другими учебными предметами.

Так стала возможной интеграция уроков по охране природы с уроками развития речи, на которых третьеклассники писали сочинения на темы: «Твоя помощь природе», «Мой питомец», «Огонь – друг и враг» и др. Проблемы экологической безопасности решались и в ходе интегрированного урока окружающего мира и математики.

В процессе решения математических задач экологического содержания, дети просчитывали количество потребляемого человеком воздуха, воды, узнавали о проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды и восполнением природных ресурсов. На уроках математики продолжалось формирование и экономических понятий «бюджет», «затраты», «доход», «расход». Учащиеся в ходе решения практических задач определяли значимость этих понятий.

Интеграция уроков изобразительного искусства способствовала формированию знаний о правилах дорожного движения (рисование знаков дорожного движения), о правилах безопасного поведения в различных ситуациях (рисование плакатов).

Интегрированный урок технологии и окружающего мира на тему «Производство товаров и услуг (изготовление блокнотов из бумаги и картона)» способствовал формированию у третьеклассников понятий «фирма», «распределение труда», «производительность». Учащимся было предложено разбиться на группы (фирмы) для изготовления блокнотов, изучить технологию изготовления данного «товара», распределить обязанности и изготовить как можно больше блокнотов за отведенное для работы время. На данном уроке для детей были созданы условия, приближенные к реальным, что также способствовало эффективному усвоению экономических знаний.

Таким образом, интегрированные уроки действительно увеличивают возможности формирования обществоведческих знаний у младших школьников.

В теоретической части исследования мы раскрыли особенности и методику названных технологий, а теперь покажем их реализацию на примере работы над проектом «Хоровод дружбы».

Изучая раздел «Путешествия по городам и странам» был сделан вывод, что человек должен знать не только культуру народов, населяющих разные страны мира. А прежде всего надо знать культуру своего народа. Вспомнили, что в России живут не только русские, но и много других народов. Чтобы больше узнать о культуре народов. Населяющих Россию было предложено разработать проект на тему «Хоровод дружбы».

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Возрастной период младших школьников – 6-10 лет. В работах Р.С. Немова говорится о том, что младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его не представляется возможным. Известный психолог Л.В. Выготский справедливо утверждал, что у ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальных классов специальных школ
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения ...

Структурные барьеры рынка образовательных услуг Пензенской области
Рынок образовательных услуг является достаточно открытым для проникновения конкурентов, с высоким уровнем дохода от основной (оказание образовательных услуг) и вспомогательной (консалтинговая, издательская и полиграфическая деятельность, сдача помещений в аренду, коммерческая деятельность и др.) де ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru