Материалы » Формирование обществоведческих знаний у младших школьников » Реализация педагогических условий эффективного формирования обществоведческих знаний у третьеклассников

Реализация педагогических условий эффективного формирования обществоведческих знаний у третьеклассников

Страница 2

Учитель: Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?

Дети: солнце светит не весь день, а свет нужен и вечером, и ночью, когда на улице пасмурно. Тогда мы включаем электрический свет, который бежит по электрическим проводам в каждый дом.

Учитель вывешивает на доске изображение гидроэлектростанции, рассказывает о ее работе.

Учитель: Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? Докажи.

Дети: прямо из реки пить воду нельзя, ее надо очистить, потом ее надо доставить в дома. Эти занимается «Водоканал».

Учитель: Какие продукты питания человек получает непосредственно от природы? А может это тоже продукт экономики? Докажи.

Дети: некоторые овощи, фрукты, ягоды растут сами, а многие выращивают люди, делают из них консервы, хранят, продают. Значит эти тоже занимается экономика.

Учитель: Назови профессии людей, которые производят: а) товары; б) услуги.

Дети: Товары производят: животновод, доярка, металлург, строитель, шахтер, геолог, нефтяник, хлебороб. Услуги оказывают: продавец, врач, машинист, водитель, парикмахер, учитель.

Учитель: Запишите в словарик значения слов «потребности»; «товары», «услуги».

На этапе закрепления знаний предложили несколько занимательных вопросов.

Учитель: Отгадай слово. Выбери нужные ответы. Какое слово получилось?

1. Что такое потребности людей?

– все, что требуется людям для жизни;

– умение видеть красивое вокруг себя.

2. Главная задача экономики.

– производство товаров и услуг;

– удовлетворение разнообразных потребностей людей.

3. Что такое товары?

– это предметы, которые человек производит;

– это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

– Что такое услуги?

– добыча поваренной соли, нефти;

– проведение экскурсии в музее, лечение больных, обучение детей.

Учитель: Какое же слово у вас получилось?

Дети: Получилось слово «ТРУД»

Учитель: Для чего нужен труд?

Дети: Труд необходим для развития экономики. Без труда не будет различных товаров и услуг.

В итоговой части урока провели рефлексию.

Учитель: Какие новые слова сегодня смогли объяснить? О чем можете рассказать дома?

На этом этапе дети назвали слова «Экономика», «потребности», «товары», «услуги», «хозяйство», дали им объяснение. Рефлексия показала, что у школьников произошло формирование новых для них экономических понятий.

Подобную структуру имели и многие другие уроки на темы: «Общество», Опасные места», «Три кита экономики», «Какая бывает промышленность», «Государственный бюджет». Конспекты уроков представлены в приложении 3.

С целью реализации данного педагогического условия мы проанализировали мы проанализировали содержание обществоведческих знаний и возможности их интеграции с другими учебными предметами.

Так стала возможной интеграция уроков по охране природы с уроками развития речи, на которых третьеклассники писали сочинения на темы: «Твоя помощь природе», «Мой питомец», «Огонь – друг и враг» и др. Проблемы экологической безопасности решались и в ходе интегрированного урока окружающего мира и математики.

В процессе решения математических задач экологического содержания, дети просчитывали количество потребляемого человеком воздуха, воды, узнавали о проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды и восполнением природных ресурсов. На уроках математики продолжалось формирование и экономических понятий «бюджет», «затраты», «доход», «расход». Учащиеся в ходе решения практических задач определяли значимость этих понятий.

Интеграция уроков изобразительного искусства способствовала формированию знаний о правилах дорожного движения (рисование знаков дорожного движения), о правилах безопасного поведения в различных ситуациях (рисование плакатов).

Интегрированный урок технологии и окружающего мира на тему «Производство товаров и услуг (изготовление блокнотов из бумаги и картона)» способствовал формированию у третьеклассников понятий «фирма», «распределение труда», «производительность». Учащимся было предложено разбиться на группы (фирмы) для изготовления блокнотов, изучить технологию изготовления данного «товара», распределить обязанности и изготовить как можно больше блокнотов за отведенное для работы время. На данном уроке для детей были созданы условия, приближенные к реальным, что также способствовало эффективному усвоению экономических знаний.

Таким образом, интегрированные уроки действительно увеличивают возможности формирования обществоведческих знаний у младших школьников.

В теоретической части исследования мы раскрыли особенности и методику названных технологий, а теперь покажем их реализацию на примере работы над проектом «Хоровод дружбы».

Изучая раздел «Путешествия по городам и странам» был сделан вывод, что человек должен знать не только культуру народов, населяющих разные страны мира. А прежде всего надо знать культуру своего народа. Вспомнили, что в России живут не только русские, но и много других народов. Чтобы больше узнать о культуре народов. Населяющих Россию было предложено разработать проект на тему «Хоровод дружбы».

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Диагностика уровня математического развития детей младшего школьного возраста
Для проведения экспериментальной работы нами были выбраны 2 «А» и 2 «Б» классы, из которых и сформированы две подгруппы – экспериментальная и контрольная – по 8 человек с приблизительно одинаковым уровнем развития математических представлений. Вначале была проведена диагностика уровня развития дете ...

Гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации дизайнобразования старшеклассников
Всесторонний подход к анализу предмета исследования в рамках нашей квалификационной работы позволил выявить основные принципы осуществления дизайнобразования на гуманистических основах. Этим принципам отнесены: личностно-деятельностный, личностно-развивающий, принцип научности, ценностной ориентаци ...

Понятие диалог и различные подходы к изучению диалогической речи
Слово диалог происходит от греческого dialogos и состоит из двух частей: приставки dia "сквозь, через" (а не два, как принято считать) и корня logos "слово, значение, речь". Первую часть термина можно интерпретировать как «сквозное движение, проникновение, размежевание, разделен ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru