Работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками проводилась в лицее № 5 в 9-х классах.
Эксперимент состоял из нескольких этапов:
1. Подготовительный этап
Предварительно были изучены научная и методическая литература, опыт учителей во внеклассной работе, выявлены возможности использования материалов, полученных в ходе исследования. На этом этапе подбирался материал по темам химических занятий, дополнительная литература, составлялись проекты внеклассных мероприятий.
2. Диагностический этап
На этом этапе было проведено тестирование учителей химии с целью выявления наиболее популярных видов внеклассной работы. Результаты тестирования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Популярность среди учителей |
Вид внеклассной работы |
1 место (26%) |
Индивидуальная внеклассная работа |
2 место (23%) |
Групповая внеклассная работа |
3 место (20%) |
Факультативные занятия |
4 место (17%) |
Предметные недели по химии, олимпиады |
5 место (14%) |
Массовая внеклассная работа по химии |
Нами было обнаружено, что в системе внеклассной работы по химии сложились и стали традиционными такие активные формы обучения, как внеклассные занятия практического содержания (индивидуальная работа в кабинете, групповая внеклассная работа, кружки, олимпиады), факультативные занятия, ролевые игры, экскурсии, научные лаборатории. Они выходят за рамки урока и хорошо известны педагогам. Однако, было также установлено, что степень активности учащихся во внеурочных формах работы, весьма относительна и зависит от того, какие – активные или пассивные – методы составляют основу той или иной формы. Так, кружковые или факультативные занятия быстро разваливаются, если они лишены исследовательского, частично-поискового методов и других самостоятельных творческих работ учащихся по их интересам.
Аналогичное тестирование было проведено среди учащихся 9-х классов. Результаты показали, что наибольшей популярностью пользуется массовая внеклассная работа по химии и предметные недели.
где 1- массовая внеклассная работа по химии, 2 – предметные недели, 3- групповая внеклассная работа, 4- факультативные занятия, 5 – индивидуальная внеклассная работа.
Рисунок 1 – результаты тестирования учащихся 9-х классов
Из этого этапа исследования можно сделать вывод о том, что среди учителей на первом месте индивидуальная внеклассная работа, а среди учеников – массовая внеклассная работа по химии.
3. Организационный этап
Нами были проведены различные внеклассные мероприятия по химии с использованием активных форм и методов обучения. Это предметная неделя по химии. Перед учениками 9-х классов была поставлена задача оформить стенд. Победители конкурса получили грамоту. Также были проведены игры «Что? Где? Когда? », «Суд присяжных», КВН.
Другая информация:
Основные направления деятельности классного руководителя
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оценки результата корректировать профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе – в конце каждой чет ...
Триз как педагогическая технология
Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления от ...
Первичная диагностика уровня знаний и умений учащихся
С целью выявить уровень знаний и умений учащихся по теме «Пропорции и выразительные средства графики при рисовании фигуры человека» нами была проведена первичная диагностика уровня первоначальных знаний детей. Нами были использованы следующие методы: – тестирование, – рисуночный тест (фигура челове ...