Тема урока: «Традиции русского гостеприимства»
Вид урока: интегрированный (технология, литература, история)
Тип урока: ролевая игра
Проводят урок: учитель технологии и учитель литературы
Цели:
1. Формирование знаний обучающихся о традициях русского гостеприимства.
2. Развитие творческих способностей и практических навыков при оформлении и сервировке русского чайного стола, а также при изготовлении скатертей, полотенец, салфеток, украшенных по мотивам Городецкой росписи.
3. Воспитание любви к родному краю, к богатому духовному наследию русского народного искусства; эстетического отношения к действительности и формированию художественного вкуса.
Задачи:
1. Образовательные:
- ознакомить с историей происхождения чая и его появления в России; с традициями русского чаепития и чайным этикетом;
- закрепить знания о способах декоративной отделки скатертей, полотенец, салфеток по мотивам Городецкой росписи с использованием аппликации из ткани и вышивки тамбурным швом;
- формировать трудовую мотивацию и повышать творческую активность учащихся.
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать грамотную и литературную речь обучающихся;
- развивать творческие способности;
- развивать мышление, память, логику, внимание; эмоции, любознательность, наблюдательность;
-развивать практические умения и навыки при выполнении аппликации из ткани и вышивки тамбурным швом.
3. Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативу и творческую активность, терпение и аккуратность в процессе обучения.
4. Здоровьесберегающие:
-организовать физкультминутки;
-следить за освещённостью и микроклиматом помещения;
-вести контроль за осанкой учениц во время практической работы за партой.
Оборудование:
1. Эпиграф.
2. Выставка изделий русского декоративно-прикладного искусства.
3. Иллюстрации.
4. Угощение для гостей: пряники, баранки, сахар, варенье и др.
5. Посуда для чайного стола: самовар, заварочный чайник, поднос, чайный сервиз т.д
6. Столовый набор: скатерть, полотенца, грелка для чайника.
7. Музыкальный центр, диски с записями русских народных песен.
8. Ноутбук.
Оборудование, инструменты и исходные материалы для выполнения практической работы: утюг, ножницы, иглы вышивальные, ткань для салфеток и скатертей, ткань для аппликации, нитки мулине, клеевая лента на бумажной основе, эскиз, калька, карандаш.
Ход урока:
Ведущая (учитель литературы):
Добрый день, дорогие друзья! Как вы себя чувствуете?
Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома всё хорошо, когда рядом друзья, семья, те, с кем можно поделиться радостью или горем, просто поговорить о том, о сём. Мы сегодня собрались для общения, а какое же общение без старинного русского обычая – чаепития. Мы поговорим о чае, его свойствах. Вы узнаете о чае много нового, интересного и полезного, вам это пригодится в вашей жизни. Наконец, вы покажете свои знания, которые получили на уроках технологии.
Традиции русского чаепития имеют давние корни. Каждая эпоха привносила что-то своё, менялись правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но всегда неизменным оставались заповеди гостеприимства, которые предписывают встречать гостя хлебом-солью, вкусным чаем и добрым отношением к гостям. Гостеприимство всегда было чертой русского человека. Что же означает это слово? Я обратилась к словарям. Прежде всего, я взяла словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Читаю: «Это радушие в приеме и угощении посетителей, безвозмездный прием и угощение странников». А ученица в словаре русского языка Ожегова найдет определение слова «гостеприимный» (ученица читает). В других словарях я прочитала:
Другая информация:
Содержание и организация констатирующего
эксперимента
Исследования по проблеме формирования монологической речи у младших школьников с нарушенным интеллектом проводилось на базе специальной школы №5 г. Тайшета. В эксперименте участвовало 14 детей. Биологический возраст испытуемых на момент исследования был 9 лет. У детей экспериментальной группы наблю ...
Практическое изучение взаимодействия учителя с родителями
С целью изучения деятельности классного руководителя нами было проведено исследование в шестом классе средней общеобразовательной школы № 47 города Омска, чтобы выявит процесс деятельности классного руководителя с родителями. Данное исследование проводилось в 6а классе, в котором насчитывается 20 ч ...
Профилактика и способы решения конфликта
Как уже говорилось, педагогическое общение может приводить к возникновению конфликтов. Исходя из того, что педагог, в силу своего профессионализма и опыта способен видеть два интереса: ситуативный интерес и интерес развития ученика, как нами упоминалось ранее, то задача педагога в таком случае сост ...