Это даёт право учащимся не считать равенства типа
+
+
=0 (ai, bj, cv - константы, n, k, mÎ N) линейными уравнениями. Аналогичная ситуация с линейными функциями.
Как следствие, у учащихся нет средств определить, какому графику сопоставляется выражение типа ay=kx+c.
Принятая логика изложения не дает учащимся средств для ответа на вопрос: Графиком какой функции является данная прямая на координатной плоскости?
Равенство у=с не является для учащихся функцией.
Введение понятия функции в программе С.Ф. Горбова "Алгебра 7"
В настоящее время на ФЭП МАРО активно апробируются экспериментальные материалы для 7 класса, разрабатываемые авторами программы по математике РО для начальной школы С.Ф. Горбова и др. В разрабатываемом авторами курсе делается попытка реализовать деятельностный подход к введению понятия функции.
Единицей организации содержания в курсе является блок, в котором вводится какое-либо понятие. В программе можно выделить три содержательные линии: формирование понятия переменной, аналитическое описание геометрических объектов (работа с алгебраическими и графическими моделями), функциональная линия. Эти линии не являются изолированными, в частности, учащиеся, находясь в ситуации затруднения в рамках одной линии, могут использовать знания и методы из другой содержательной линии.
Основным принципом при конструировании материала является рассмотрение отношений между геометрическим и алгебраическим языками. При этом алгебраический язык представлен формулами, уравнениями, а геометрический - линейными и плоскостными чертежами, схемами, графиками уравнения, функции. Например, для того, чтобы записать уравнение прямой, проходящей через две заданные точки на координатной плоскости, необходимо определить координаты точек, воспользоваться общим видом линейного уравнения и записать полученное уравнение, тем самым мы совершаем действие перехода от геометрического вида модели к алгебраической.
В этой же идеологии рассматриваются зависимости между переменными. В рамках поиска класса зависимостей, которые могут быть заданы формулой, различаются однозначные и неоднозначные зависимости.
Опишем общую логику введения понятия функции.
Понятие функции представлено как однозначная зависимость между переменными величинами, которая в аналитической форме может быть записана при помощи формулы вида у= f(x) с указанием области определения независимой переменной, а в графической - графиком зависимости – кривой на координатной плоскости. В этом понятии можно выделить три аспекта, нашедшие отражение в определении:
а) наличие зависимости между переменными;
б) однозначный характер этой зависимости;
в) наличие области определения, которая понимается как множество значений независимых переменных, на которых устанавливается данная зависимость.
В формировании понятия функции можно выделить пять этапов.
Введение понятия зависимости
Первоначально идея зависимости возникает в связи с рассмотрением выражения как программы, устанавливающей соответствие между задаваемыми значениями переменных, входящих в выражение (независимых переменных), и значениями, принимаемыми выражением (зависимой переменной). В ходе рассмотрения подготовительного материала, связанного с преобразованием выражений, выясняется, что существуют выражения, различающиеся по составу и порядку действий, но принимающие одинаковые значения при любых одинаковых значениях переменных. Возникает понятие тождества и тождественных выражений. С точки зрения зависимости между переменными тождественные выражения – это выражения, описывающие одну и ту же зависимость.
Отметим, что описание зависимости с помощью формулы требует проведения соответствующих вычислений для каждого заданного значения независимой переменной.
График как средство моделирования зависимости
Другая информация:
Методический аспект организации воспитания основ гражданственности
у детей старшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувства патриотизма и гражданственности. В период ста ...
Динамика развития речи у детей в раннем возрасте
До того как дети смогут говорить различные слова, они произносят звуки, которые постепенно делаются разнообразнее и становятся различимыми. Когда младенец осваивает повторяющиеся и довольно музыкальные фрагменты звуков, это называют лепетом. Каждый ребёнок перед произношением различных слов проходи ...
Характеристика показателей нормального психического развития ребенка раннего
возраста
Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка. Итак: К 1 году – ребенок использует 7-14 слов, сосредоточенно занимается одним де ...