Материалы » Понятие функции в школьной программе по математике » Логико-историческая реконструкция понятия функции

Логико-историческая реконструкция понятия функции

Страница 5

В представленных им в Парижскую Академию наук в 1807 и 1811 гг. работах по теории распространения тепла в твердом теле, Фурье привел и первые примеры функций, которые заданы на различных участках различными аналитическими выражениями. Из трудов Фурье явствовало, что любая кривая независимо от того, из скольких и каких разнородных частей она составлена, может быть представлена в виде единого аналитического выражения, и что имеются также прерывные кривые, изображаемые аналитическим выражением.

В своем "Курсе алгебраического анализа" (1821 г.) французский математик О. Коши обосновал выводы Фурье. Таким образом, на определенном этапе развития физики и математики стало ясно, что приходится пользоваться и такими функциями, для определения которых очень сложно или даже невозможно ограничиться одним лишь аналитическим аппаратом, который стал тормозить требуемое математикой и естествознанием расширение понятия функции.

В 1834 г. в работе "Об исчезновении тригонометрических строк" Н. И. Лобачевский, развивая вышеупомянутое эйлеровское определение функции в 1755 г., писал: "Общее понятие требует, чтобы функцией от х называть число, которое дается для каждого х и вместе с х постепенно изменяется. Значение функции может быть дано или аналитическим выражением, или условием, которое подает средство испытывать все числа и выбирать одно из них; или, наконец, зависимость может существовать и оставаться неизвестной . Обширный взгляд теории допускает существование зависимости только в том смысле, чтобы числа, одни с другими в связи, принимать как бы данными вместе". Щетников А.И. отмечает, что Лобачевский еще вовсе "не настаивал на обязательном понимании функции как однозначного соответствия" .

В 1837 г. немецкий математик П. Лежен-Дирихле так сформулировал общее определение понятия функции: "у есть функция переменной х (на отрезке a≤х≤b), если каждому значению х (на этом отрезке) соответствует совершенно определенное значение у, причем безразлично, каким образом установлено это соответствие - аналитической формулой, графиком, таблицей либо даже просто словами". Примером, соответствующим этому общему определению, может служить так называемая "функция Дирихле"

Функция Дирихле является примером функции, которую аналитически можно определить лишь с помощью довольно сложной формулы, не способствующей успешному изучению ее свойств . Тем самым, примерно в середине XIX в., появляется ответ на вопрос об однозначности соответствия аналитического выражения и зависимости, заданной геометрически: не каждую кривую можно описать одним выражением.

Во второй половине XIX в. после создания теории множеств понятие функции вобрало в себя элементы теоретико-множественного подхода. Таким образом, в полном своем объеме общее определение понятия функции формулируется следующим образом: "Если каждому элементу х множества А поставлен в соответствие некоторый определенный элемент у множества В, то говорят, что на множестве А задана функция f(х), или что множество А отображено на множество В. В первом случае элементы х множества А называют значениями аргумента, а элементы у множества В - значениями функции; во втором случае х - прообразы, у – образы" .

Уже с самого начала XX в. описанное выше определение стало вызывать некоторые сомнения среди части математиков–алгебраистов. Еще важнее была критика физиков, натолкнувшихся на явления, потребовавшие более широкого взгляда на функцию, как отношение, отображение. Поэтому понятие функции продолжает оформляться до сих пор. За рамками нашего исследования осталось рассмотрение понятия функция в ТФКП, топологии и других отраслях высшей математики, поскольку эти подходы не находят отражения в школьной математике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
\ Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с умственной отсталостью. В эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г. Читы. Для исследования уровня сформированности навыко ...

Особенности состояния словаря антонимов
Последняя группа заданий была направлена на исследование словаря антонимов. Задания данной группы не вызвали затруднений практически ни у кого из обследованных детей. Все дети хорошо справились с заданием, подбирая большое количество слов - антонимов. Единичные ошибки были у детей экспериментальной ...

Культура речи в профессиональной деятельности
Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности. Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию организации в целом и от ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru