В представленных им в Парижскую Академию наук в 1807 и 1811 гг. работах по теории распространения тепла в твердом теле, Фурье привел и первые примеры функций, которые заданы на различных участках различными аналитическими выражениями. Из трудов Фурье явствовало, что любая кривая независимо от того, из скольких и каких разнородных частей она составлена, может быть представлена в виде единого аналитического выражения, и что имеются также прерывные кривые, изображаемые аналитическим выражением.
В своем "Курсе алгебраического анализа" (1821 г.) французский математик О. Коши обосновал выводы Фурье. Таким образом, на определенном этапе развития физики и математики стало ясно, что приходится пользоваться и такими функциями, для определения которых очень сложно или даже невозможно ограничиться одним лишь аналитическим аппаратом, который стал тормозить требуемое математикой и естествознанием расширение понятия функции.
В 1834 г. в работе "Об исчезновении тригонометрических строк" Н. И. Лобачевский, развивая вышеупомянутое эйлеровское определение функции в 1755 г., писал: "Общее понятие требует, чтобы функцией от х называть число, которое дается для каждого х и вместе с х постепенно изменяется. Значение функции может быть дано или аналитическим выражением, или условием, которое подает средство испытывать все числа и выбирать одно из них; или, наконец, зависимость может существовать и оставаться неизвестной . Обширный взгляд теории допускает существование зависимости только в том смысле, чтобы числа, одни с другими в связи, принимать как бы данными вместе". Щетников А.И. отмечает, что Лобачевский еще вовсе "не настаивал на обязательном понимании функции как однозначного соответствия" .
В 1837 г. немецкий математик П. Лежен-Дирихле так сформулировал общее определение понятия функции: "у есть функция переменной х (на отрезке a≤х≤b), если каждому значению х (на этом отрезке) соответствует совершенно определенное значение у, причем безразлично, каким образом установлено это соответствие - аналитической формулой, графиком, таблицей либо даже просто словами". Примером, соответствующим этому общему определению, может служить так называемая "функция Дирихле"
Функция Дирихле является примером функции, которую аналитически можно определить лишь с помощью довольно сложной формулы, не способствующей успешному изучению ее свойств . Тем самым, примерно в середине XIX в., появляется ответ на вопрос об однозначности соответствия аналитического выражения и зависимости, заданной геометрически: не каждую кривую можно описать одним выражением.
Во второй половине XIX в. после создания теории множеств понятие функции вобрало в себя элементы теоретико-множественного подхода. Таким образом, в полном своем объеме общее определение понятия функции формулируется следующим образом: "Если каждому элементу х множества А поставлен в соответствие некоторый определенный элемент у множества В, то говорят, что на множестве А задана функция f(х), или что множество А отображено на множество В. В первом случае элементы х множества А называют значениями аргумента, а элементы у множества В - значениями функции; во втором случае х - прообразы, у – образы" .
Уже с самого начала XX в. описанное выше определение стало вызывать некоторые сомнения среди части математиков–алгебраистов. Еще важнее была критика физиков, натолкнувшихся на явления, потребовавшие более широкого взгляда на функцию, как отношение, отображение. Поэтому понятие функции продолжает оформляться до сих пор. За рамками нашего исследования осталось рассмотрение понятия функция в ТФКП, топологии и других отраслях высшей математики, поскольку эти подходы не находят отражения в школьной математике.
Другая информация:
Научно-исследовательская работа в высшей школе
В вузах Российской Федерации научные исследования направлены на разработку фундаментальных проблем в той области, для которой данный вуз готовит специалистов. Важное место занимают также исследования по проблемам высшей школы, совершенствованию учебного процесса, повышению качества подготовки выпус ...
Школа как объект научного управления
Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школа – социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об упра ...
Понятие культуры речи
Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным п ...