Типы учебных элементов
Любой модульный урок состоит из учебных элементов. Именно от качественного содержания учебных элементов — модулей первого порядка — во многом зависит успех применения модульных программ. Учебный элемент (УЭ) — это последовательность шагов при освоении содержания материала, алгоритм работы учащихся.
В модулях используются разнообразные носители учебной информации. Так как учебные элементы непосредственно связаны со средствами обучения, выделяются разные их типы.
Типизация учебных элементов на основе носителя учебной информации
Учебный элемент |
Носитель учебной информации |
Указания ученику | ||||
Текстовый |
Учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати |
Прочитай, выдели главное, составь конспект, таблицу, план. | ||||
Картографический |
Атлас, настенные карты, планы, картосхемы |
Определи, установи, измерь, составь характеристику | ||||
Табличный |
Таблицы, графики, блок-диаграммы |
Определи, сравни, опиши динамику изменения. | ||||
Иллюстративный |
Фотографии, рисунки, репродукции |
Определи, что изображено, составь рассказ, опиши. | ||||
Словесный |
Учитель, докладчик, лектор |
Прослушай и выполни задания (ответь на вопросы, составь список вопросов, план, конспект) | ||||
Компьютерный |
Базы данных, мультимедийные средства обучения |
Прочитай текст, познакомься с картой, выполни тест, практическую работу. | ||||
Аудиовизуальный |
Видео- и кинофильмы, слайды, диафильмы и т. д. |
Просмотри (прослушай) и выполни задания (ответь на вопросы, составь комментарий) | ||||
Натурный |
Географические объекты и явления на местности |
Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, измерь. | ||||
Смешанный |
Несколько носителей информации |
Разнообразные | ||||
Противники модульной технологии часто обвиняют ее в однообразии учебной деятельности, что, как они утверждают, вызывает снижение интереса к предмету. Между тем в модульной технологии заложен широкий набор разных форм учебных элементов. Наиболее широко распространенная форма — академические УЭ, в которых перед учениками ставятся познавательные цели, а в инструкции предлагается решить их, используя традиционные методы самообучения. Все приведенные в таблице 20 примеры УЭ — академические.
Другая информация:
Проблемы и перспективы школьного экономического образования
Для многих людей в нашей стране стало аксиомой, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноправным членом общества, а экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. С другой стороны, явственно ощутима потребность общества в экономически гра ...
Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике
В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975). В отечественном вариант ...
Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с
нарушенным зрением
Дети с нарушением зрения в силу своего дефекта испытывают определенные трудности в овладении различными видами деятельности, но в то же время компенсаторные механизмы позволяют им добиваться определенных успехов в той или иной деятельности. Это обусловлено тем, что «человеческий организм располагае ...