Одной из новых технологий, прочно вошедших в учебный процесс, является модульное обучение. Его основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а задача учителя — осуществлять управление его учебной деятельностью.
Основополагающее понятие модульной технологии — модуль. Модуль — это целевой функциональный узел, где объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности.
В основе любой модульной программы лежит совокупность целей. Составление модульной программы всегда начинается с выделения основных научных идей курса, внутри которых формулируются цели изучения тем и отдельных уроков. Учебное содержание структурируется вокруг этих идей в определенные блоки. Совокупность целей модульной программы можно представить в виде дерева. Ствол дерева по содержанию соответствует отдельной теме, для которой формулируется комплексная дидактическая цель (КДЦ). Стволовые ветви соответствуют отдельным урокам, к каждому из которых формулируются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ). Модульные уроки подразделяются на учебные элементы (УЭ) или этапы урока. Отличительной особенностью модульной технологии является то, что для каждого учебного элемента разрабатываются свои частные дидактические цели (ЧДЦ) (рис. 8).
Таким образом, модульная программа представляет собой многослойную структуру, состоящую из модулей разного порядка (схема 42).
Наиболее общепринятой является «трехслойная» модульная программа, ограничивающаяся уровнем темы. В такой программе разрабатываются модули 1, 2 и 3-го порядков, которым соответствуют цели: темы (КДЦ), урока (ИДЦ), учебных элементов урока (ЧДЦ).
Модульный блок-цикл
Основа современного учебного плана — урок. Модуль по времени освоения должен соответствовать уроку или занятию, так как эффективность работы с одним модулем может быть снижена при его изучении на нескольких уроках или занятиях. Системная работа по модульной программе предусматривает четкое структурирование курса по темам, урокам и количеству часов.
Внутри отдельной темы модульные уроки автономны и в то же время взаимозаменяемы (если позволяет содержание изучаемой темы), т. е. представляют собой цикл.
Ученик может начинать освоение темы с любого модуля (урока), например с третьего. Если деятельность учащихся по освоению содержания модуля организовать в малых группах (3—6 человек), то работа учителя по подготовке и распечатке модулей значительно сокращается. Кроме того, при нехватке средств общения (компьютеров, карт, словарей, справочников и других пособий) учитель может составить модули таким образом, чтобы задания, выполняемые с помощью одного типа средств обучения, предназначались для одного «пакета» - модуля.
И так, модульную технологию отличают такие качества, как: 1) гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых); 2) четкость и комплексное планирование задач урока; 3) динамичность (обучение видам и способам деятельности); 4) мобильность (взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри отдельной темы); 5) усиление мотивации обучения; 6) возможность проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение); 7) изменение функции учителя (от информационно-транслирующей к консультационно-управляющей).
Другая информация:
Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике
В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975). В отечественном вариант ...
Особенности системы образования Пензенской области
Сегодня система образования Пензенской области характеризуется активными инновационными изменениями, связанными с внедрением новых подходов к финансированию образовательных услуг, с привлечением к их предоставлению негосударственного сектора, с реструктуризацией бюджетной сети образовательных учреж ...
Игра как средство формирования личности дошкольника
В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса в формировании личности дошкольника во многом зависит от грамотного педагогического руководства. Пе ...