На начальном этапе развития дистанционного образования в России, в условиях отсутствия информации и опыта обучения в среде Интернет многие вузы разрабатывали собственные сайты для поддержки сетевого обучения. Чаще всего, это были электронные библиотеки или файловые архивы, в которых хранились электронные копии учебно-методических материалов, плюс к ним прилагалась система тестирования с доступом через Интернет. Более продвинутые системы позволяли реализовать некоторые элементы образовательного процесса, такие как средства общения между обучаемыми и преподавателями, элементы документооборота и т.д. Таких систем известно множество, общим недостатком является их слабая интероперабельность, кроме того, эти системы создавались в расчете на реалии одного, отдельно взятого вуза и, в большинстве случаев, оказывались неприменимы в других. Еще одним из недостатков таких систем является использование программного обеспечения (ПО) универсального назначения, изначально не предназначенного для учебных целей, в результате чего набор именно образовательных функций оказывается ограниченным, а их реализация неэффективной.
В настоящее время все большее число вузов приходят к пониманию того, что использование специализированного программного обеспечения, созданного специально для сетевого обучения коллективами квалифицированных разработчиков, позволяет решить задачу интернет-поддержки образовательного процесса быстро и эффективно.
Как показывает анализ докладов на конференциях различного уровня, включая международные, наиболее популярными системами Интернет-обучения (Learning management system – LMS) являются следующие:
WebCT.
Black Board.
Learning Space.
Moodle.
Learn eXact.
Прометей.
Openet.ru.
По функциональным возможностям все эти системы близки, разница лишь в стоимости, интерфейсе, в организации поддержки и в требованиях к технике и ПО. Необходимо отметить, что две последние системы разработаны в России и лучше приспособлены к ее реалиям. По результатам анализа указанных систем можно сделать следующие выводы.
Системы Black Board, Learning Space и Learn eXact весьма дороги, речь идет о десятках тысяч долларов, кроме того, предъявляются высокие требования к серверу, в частности, для работы Learning Space необходима лицензия на ПО IBM Lotus Notes. Система WebCT заметно дешевле (менее 10 тыс. долл., включая русскую локализацию и поддержку до 1000 обучаемых), что обеспечило ей высокую популярность, однако способ оплаты ее эксплуатации (за каждого слушателя) оказывается весьма невыгодным, так как с каждым годом оплата возрастает по мере перехода студентов с курса на курс. Система Openet.ru является очень недорогим и эффективным инструментом поддержки интернет-обучения, однако жесткая схема документооборота затрудняет ее применение в вузах, где уже существует собственная АСУ. Одной из популярнейших систем в РФ является система Прометей, сочетающая сравнительно низкую стоимость (около 150 тыс. руб. с установкой «под ключ») с эффективным набором не только функций, но и инструментов (Дизайнер курсов, Редактор тестов и т.д.). Система требует серверного ПО MS, включая SQL сервер. Особняком стоит LMS Moodle; в списке это единственная бесплатная система, в то же время огромный набор реализованных функций, удобство и простота использования позволили ей получить широчайшее распространение (по состоянию на 01.11.2009 г. – более 40000 сайтов в 209 странах мира). Следует отметить, что поддержка данного ПО довольно эффективна – средний срок реакции на сообщение о проблеме не превышает 2-3 дней, после чего либо обнаруживаются некорректные действия пользователя, либо ошибка исправляется.
Программный комплекс с открытым кодом «Moodle» является специализированной системой управления учебным процессом, предназначенной для использования в сети Интернет. Moodle реализована в виде системы с открытым кодом, поддерживаемой сообществом разработчиков посредством сайта www.moodle.org, на котором находится документация, инсталляционные пакеты последней версии, а также средства он-лайн поддержки пользователей и разработчиков.
Для работы системы необходим сервер, поддерживающий работу СУБД MySQL и препроцессора PHP, функционирующий на любой платформе. Развертывание системы (включая конфигурирование сервера и программного обеспечения) занимает не более нескольких дней, после чего можно приступать к формированию собственно образовательной структуры. Следует отметить, что система Moodle предоставляет широчайшие возможности по реализации различных обучающих функций, в частности, система имеет такие средства, как:
задания обучаемым с возможностью отправки ответа в произвольном виде (текст, файл и т.п.);
форумы для обсуждения с широкими возможностями управления;
чаты;
система тестирования, поддерживающая импорт заданий в форматах различных систем подготовки тестов, включая такие популярные, как GIFT и HotPot;
система управления учебным курсом (кол-во тем, структура, график-календарь и т.д.);
Другая информация:
Особенности распознавания общих категориальных значений
Эта группа заданий представлена в виде 2 процедур. Задание №1. Из заданий, вошедших в эту группу, более сложными для детей экспериментальной группы оказалось называние следующих общих категориальных значений: «времена года» - только 4 из 15 назвали правильно, среди них 2 ребенка с доминирующим русс ...
Значение подвижных игр в воспитании детей
Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: "Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициат ...
Психолого-педагогическая характеристика учащихся
начальных классов специальных школ
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения ...