Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.
Экологическое образование играет интегративную роль во всей системе общего среднего образования. Оно выполняет следующие педагогические функции: способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся; является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования; формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать свою деятельность и деятельность других людей; расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.
В мировой и отечественной практике рассматриваются три возможные модели экологического образования:
1. Однопредметная - вводится интегрированная учебная дисциплина экологической направленности;
2. Многопредметная - осуществляется экологизация традиционных учебных курсов и дисциплин;
3. Смешанная вводится новый курс экологической направленности с одновременной экологизацией традиционных учебных;
Большинство отдают предпочтение смешанной модели, реализация которой требует разработки содержания учебного курса “Экология”, экологизации традиционных учебных предметов, а также разработки серии практикумов по исследованиям окружающей среды.
С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в этом случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но и форм и методов обучения. Необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:
стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки - деловые или сюжетно-ролевые игры, уроки - конференции, семинары, беседы, доклады учащихся, диспуты и викторины).
способствовать развитию творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; это также традиционные методы: беседы, наблюдения, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся).
обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания.
вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного и регионального значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушений, определение факторов риска в районах проживания, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, рисунки, плакаты).
Введение системы непрерывного экологического образования требует формирования практических навыков по оценке качества окружающей среды. Основной вклад в практическую экологическую деятельность учащихся вносят экологические исследования и работы по оценке состояния окружающей среды, которые являются важной частью содержания образования и широко внедряются в практику экологического образования школьников.
Экологические исследования позволяют учащимся обобщить полученные знания, применять сведения, приобретенные при изучении других предметов, высказывать собственную точку зрения и предлагать решения этой или иной экологической проблемы.
Экологического образования и воспитания - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников. Цель экологического образования и воспитания обуславливает следующие актуальные задачи:
усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Другая информация:
Формы работы с фразеологизмами
Важной составной частью работы с фразеологизмами является уяснение их значения. Приемы работы над их значением наиболее полно освещены в работах В.Ф. Гутенева. Правильному уяснению значения в большей мере способствует контекст. Во многих случаях для правильного усвоения значения фразеологизма совер ...
Организация культурного досуга молодёжи и подростков. Развитие творческих
способностей на примере клубной деятельности в УДО
Культурно-досуговая деятельность представляет особый вид педагогической активности, имеющий двойственный характер. С одной стороны, чтобы интересно, содержательно и с пользой для себя организовать отдых и развлечение, снять утомление и усталость, включиться в различные виды деятельности, требуется ...
Интерес к рисованию и тематика рисунков
Подавляющее большинство учащихся специальной школы, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и ра ...