- адаптирован текст поэмы;
- подобран музыкальный материал: песни времен Великой Отечественной войны и песни о войне, инструментальная фоновая музыка;
- разработаны эскизы костюмов и декораций.
Для первого спектакля был выбран следующий музыкальный материал:
- две песни Деда Мороза;
- песня Снегурочки;
- песня Елки;
- песня Ивана-дурака;
- дуэт Снегурочки и Ивана-дурака;
- две песни Бабы Яги.
В ходе подготовке второго спектакля был разучен следующий музыкальный материал:
- «Три танкиста», муз. Покрасс Дм. и Дан. на стихи Б. Ласкина;
- «Эх, дороги», муз. А. Новикова на стихи Л. Ошанина;
- «Баллада о солдате», муз. В. Соловьева-Седого на стихи М. Матусовского.
Работа по подготовке спектаклей была аналогичной. На вводном этапе работы кружка организовано знакомство участников спектакля с текстом сценария, распределены роли с учетом интересов и возможностей детей.
Основной этап работы над спектаклем заключался в подготовке музыкального материала, отработке выразительности, четкости и эмоциональности каждого из персонажей, формировании у участников спектакля артистичности, раскрытии их творческого потенциала, развитии музыкальных способностей и умения уверенно играть свою роль перед публикой.
Основными задачами работы с музыкальным материалом спектаклей являлось развитие у школьников вокальных и хоровых навыков. В процессе формирования этих навыков обращалось внимание на интонирование мелодии; формирование чувства ритма; владение дыханием, дикцией; умение выразительно передавать образ; умение слушать друг друга, контролировать свое пение.
Для наибольшей выразительности, четкости исполнения школьниками вокальных номеров были организованы как групповые, так и индивидуальные репетиции. Для наилучшего исполнения детьми вокальных и хоровых номеров использовалось проговаривание текста песен речитативом, воспроизведение ритма музыки в хлопках, разучивание по фразам, четкое проговаривание слов песни, разбор смыслового значения, основной идей, характера произведения, а также показ руководителя и совместное исполнение произведения с руководителем.
На завершающем этапе работы над спектаклем были изготовлены костюмы и декорации по ранее разработанным эскизам.
Участники кружка со вниманием относились к предложенным им рекомендациям, старались оказывать помощь друг другу, исками подходящие интонации. Школьники высказывали свои идеи и предложения по подготовке декораций и костюмов. Дети были заинтересованы в участии в музыкальном кружке, за период работы которого сложились доброжелательные взаимоотношения как между детьми, так и с руководителем кружка.
Для того, чтобы подобрать спектакль, подходящий по возможностям детей, была проведена диагностика музыкальных способностей школьников. Диагностика включала в себя изучение уровня развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Были определены критерии оценивания. (см. Приложение 3)
Первичная диагностика показала, что развитие ладового чувство находится на уровне 57% (средний уровень); музыкально-слуховые представления – 52% (средний уровень); чувство ритма – 61% (средний уровень).
Вторичная диагностика показала, что развитие ладового чувства в среднем повысилось на 4%: повысили свои результаты – 6 человек, остались на прежнем уровне – 2 человека, понизили результаты – 1 человек; развитие музыкально-слуховых представлений в среднем повысилось на 3%: повысили свои результаты – 5 человек, остались на прежнем уровне – 3 человека, понизили свои результаты – 1 человек; развитие чувства ритма в среднем повысилось на 5 %: улучшили свои результаты – 8 человек, остались на прежнем уровне – 1 человек.
Практикоориентированное исследование показало, что
реализация данной программы способствует приобщению детей к разным видам искусства; выявлению скрытых возможностей и талантов в музыкальной и исполнительской деятельности; развитию музыкальных способностей, мышления, воображения, памяти, фантазии, чувства прекрасного и чувства юмора.
В ходе проведения кружка «Музыкальный театр» у детей воспитывается интерес, уважение к музыкальной и другим видам деятельности, в процессе развития музыкальных и творческих способностей у детей формируются активность, артистичность, открытость, доброжелательность.
При подготовке музыкального спектакля у детей проявляется заинтересованное внимание к музыке, умение петь знакомые мелодии с сопровождением и без сопровождения, воспроизводить ритм музыки в соответствии с характером и построением музыки.
Значение детского музыкального театра в развитии музыкальных способностей школьников заключается в том, что в нем дети вовлечены в различные виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах и другое.
Другая информация:
Структура сети образовательных учреждений Пензенской области
В Пензенской области идут процессы, направленные на оптимизацию сети образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования. За период с 2006 по 2009 год число дневных общеобразовательных школ сократилось с 754 до 630, то есть на 124 учреждения (16%). В 2010 году число общ ...
Условия эффективного использования ролевой игры как средства развития
диалогической речи на уроках иностранного языка
В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Поэтому, необходимо подробнее остановиться на ролевой игре. К использованию ролевой игры на уроках методика обучения иностранным языкам идет уже давно. Упраж ...
Мотивы выбора школьниками элективных курсов
Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в 9-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся ...