- адаптирован текст поэмы;
- подобран музыкальный материал: песни времен Великой Отечественной войны и песни о войне, инструментальная фоновая музыка;
- разработаны эскизы костюмов и декораций.
Для первого спектакля был выбран следующий музыкальный материал:
- две песни Деда Мороза;
- песня Снегурочки;
- песня Елки;
- песня Ивана-дурака;
- дуэт Снегурочки и Ивана-дурака;
- две песни Бабы Яги.
В ходе подготовке второго спектакля был разучен следующий музыкальный материал:
- «Три танкиста», муз. Покрасс Дм. и Дан. на стихи Б. Ласкина;
- «Эх, дороги», муз. А. Новикова на стихи Л. Ошанина;
- «Баллада о солдате», муз. В. Соловьева-Седого на стихи М. Матусовского.
Работа по подготовке спектаклей была аналогичной. На вводном этапе работы кружка организовано знакомство участников спектакля с текстом сценария, распределены роли с учетом интересов и возможностей детей.
Основной этап работы над спектаклем заключался в подготовке музыкального материала, отработке выразительности, четкости и эмоциональности каждого из персонажей, формировании у участников спектакля артистичности, раскрытии их творческого потенциала, развитии музыкальных способностей и умения уверенно играть свою роль перед публикой.
Основными задачами работы с музыкальным материалом спектаклей являлось развитие у школьников вокальных и хоровых навыков. В процессе формирования этих навыков обращалось внимание на интонирование мелодии; формирование чувства ритма; владение дыханием, дикцией; умение выразительно передавать образ; умение слушать друг друга, контролировать свое пение.
Для наибольшей выразительности, четкости исполнения школьниками вокальных номеров были организованы как групповые, так и индивидуальные репетиции. Для наилучшего исполнения детьми вокальных и хоровых номеров использовалось проговаривание текста песен речитативом, воспроизведение ритма музыки в хлопках, разучивание по фразам, четкое проговаривание слов песни, разбор смыслового значения, основной идей, характера произведения, а также показ руководителя и совместное исполнение произведения с руководителем.
На завершающем этапе работы над спектаклем были изготовлены костюмы и декорации по ранее разработанным эскизам.
Участники кружка со вниманием относились к предложенным им рекомендациям, старались оказывать помощь друг другу, исками подходящие интонации. Школьники высказывали свои идеи и предложения по подготовке декораций и костюмов. Дети были заинтересованы в участии в музыкальном кружке, за период работы которого сложились доброжелательные взаимоотношения как между детьми, так и с руководителем кружка.
Для того, чтобы подобрать спектакль, подходящий по возможностям детей, была проведена диагностика музыкальных способностей школьников. Диагностика включала в себя изучение уровня развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Были определены критерии оценивания. (см. Приложение 3)
Первичная диагностика показала, что развитие ладового чувство находится на уровне 57% (средний уровень); музыкально-слуховые представления – 52% (средний уровень); чувство ритма – 61% (средний уровень).
Вторичная диагностика показала, что развитие ладового чувства в среднем повысилось на 4%: повысили свои результаты – 6 человек, остались на прежнем уровне – 2 человека, понизили результаты – 1 человек; развитие музыкально-слуховых представлений в среднем повысилось на 3%: повысили свои результаты – 5 человек, остались на прежнем уровне – 3 человека, понизили свои результаты – 1 человек; развитие чувства ритма в среднем повысилось на 5 %: улучшили свои результаты – 8 человек, остались на прежнем уровне – 1 человек.
Практикоориентированное исследование показало, что
реализация данной программы способствует приобщению детей к разным видам искусства; выявлению скрытых возможностей и талантов в музыкальной и исполнительской деятельности; развитию музыкальных способностей, мышления, воображения, памяти, фантазии, чувства прекрасного и чувства юмора.
В ходе проведения кружка «Музыкальный театр» у детей воспитывается интерес, уважение к музыкальной и другим видам деятельности, в процессе развития музыкальных и творческих способностей у детей формируются активность, артистичность, открытость, доброжелательность.
При подготовке музыкального спектакля у детей проявляется заинтересованное внимание к музыке, умение петь знакомые мелодии с сопровождением и без сопровождения, воспроизводить ритм музыки в соответствии с характером и построением музыки.
Значение детского музыкального театра в развитии музыкальных способностей школьников заключается в том, что в нем дети вовлечены в различные виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах и другое.
Другая информация:
Структура сети образовательных учреждений Пензенской области
В Пензенской области идут процессы, направленные на оптимизацию сети образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования. За период с 2006 по 2009 год число дневных общеобразовательных школ сократилось с 754 до 630, то есть на 124 учреждения (16%). В 2010 году число общ ...
Характеристика авторской школы К.Д. Ушинского
Ушинский в своей дидактике дает для своего времени на высоком научном уровне разработанную систему построения процесса обучения в школе. В этой системе ведущее место занимает его учение о дидактических принципах. Такими принципами К.Д. Ушинский считает: 1) своевременность 2) постепенность 3) ограни ...
Григорий Богослов. Взгляд его на образование
Григорий Богослов (330—390 г.) род. в Назианзе, в Капподокии; образование получил в Александрии и Афинах. В Афинах он близко подружился с Василием Великим. Впоследствии был Константинопольским епископом, но скоро, по проискам Ариан, оставил Константинополь. Известен философским обоснованием догмата ...