Материалы » Разработка элективного курса по теме: "Кривые второго порядка" для учащихся старшей школы » Психологические особенности восприятия в старшем школьном возрасте

Психологические особенности восприятия в старшем школьном возрасте

“Восприятие – отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств”.

Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Это называется иллюзией. Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в пословицах: “ не верь глазам своим”, “ обман зрения”. На уроках математики также можно столкнуться с этой психологической особенностью восприятия. Например, в геометрических чертежах диагональ большего четырехугольника кажется больше диагонали меньшего, хотя объективно обе диагонали равны [рис.1].

Рис. 1

Восприятие человека не возможно без деятельности памяти и мышления. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, название, т.е. словесное обозначение, предмета.

Основным способом развития восприятия является наблюдение. Наблюдение – восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления – сравнением, различением, анализом. Наблюдение – планомерное, целенаправленное восприятие. Наблюдать – значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться. Наблюдение всегда осуществляют с определенной целью.

Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности.

Умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей называется наблюдательностью. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека.

Умение наблюдать играет огромную роль в самых разнообразных областях человеческой деятельности.

Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов. Она необходима и педагогу. Без внимательных постоянных наблюдений невозможно сколько-нибудь глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания.

Совершенствование и развитие восприятия и наблюдения происходит в активной деятельности, в огромной мере в учебной деятельности. Чем старше школьник, тем более содержательным становится его восприятие, увеличивается объем воспринимаемого, восприятие становится плановым, последовательным, преднамеренным и всесторонним. Юноша уже способен ставить определенную цель – воспринимать те стороны предмета или явления, которые необходимы для получения определенных знаний, конечно, это в значительной мере определяется руководством учителя.

Юноша уже воспринимает довольно сложные явления. Этого требует все усложняющаяся учебная деятельность. Учителю необходимо добиваться того, чтобы предмет или явление воспринималось учащимися разносторонне в совокупности всех своих частей и различных признаков.

При восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. Рассмотрим некоторые вопросы целостности восприятия. Тогда, когда ясно виден психологический продукт, который нужно получить в результате обучения, можно правильно и целенаправленно построить методику обучения. Прежде чем учить, надо знать, чему учить .

Другая информация:

Способности как психологический аспект
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические качества и свойства людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деят ...

Причина педагогического конфликта и его особенности
Взаимодействие учителя с учениками организуется через разрешение педагогических ситуаций. По Н.В. Кузьминой педагогическая ситуация – это «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношения и взаимоотношения учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения и способах воздейств ...

Взрослый человек как субъект обучения
Андрагогика имеет дело с общими закономерностями обучения взрослых, с научно-методическим и кадровым обеспечением этой деятельности. По мнению известного социолога И.С. Кона, возрастные категории имеют три системы отсчета, куда входят: - закономерности индивидуального развития (возможности человека ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru