Предлагаем детям рассмотреть лимон, поставить вопрос к слову «лимон (какой?)» и ответить на него (желтый, кислый, душистый, овальный,
большой, кислый…)
Логопед. Мы услышали много разных слов и к этим словам можно поставить вопрос, какой? А теперь посчитайте, сколько я скажу слов.
- Большой, новый (два слова) Какое первое слово? (Большой.) Какое второе
слово? (Новый.) (дом - картинка)
Теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос: какой?
Логопед указывает на мишку и спрашивает: какой? (маленький, плюшевый, красивый, новый).
Далее отрабатываются прилагательные женского и среднего рода,
отвечающие на вопросы: какая? какое?
Игра «Подбери картинки»
Цель. Практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Логопед читает слова, дети подбирают соответствующие картинки;
- Высокий, тонкий, пятнистый …(жираф)
- Лохматый, косолапый … (медведь)
- Голодный, серый, злой … (волк)
- Маленькая, быстрая, проворная … (белка)
- Хищный, сильный, полосатый …(тигр)
- Серый, колючий … (еж)
- Яркое, теплое … (солнце)
В этой игре мы не только закрепляем усвоение прилагательных, но и отгадываем загадки, а также развиваем мыслительные процессы.
Игра «Найди 2 слова – «неприятеля»».
Цель. Практическое усвоение слов – антонимов.
Оборудование. Карточки с напечатанными словами, карандаши.
Ход игры. Мы предлагаем детям, выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля»,
ненужное слово надо зачеркнуть, объясняя при этом, почему?
- Друг, печаль, враг.
- Высокий, большой, низкий.
- Ночь, сутки, день.
- Длинный, большой, короткий.
- Большой, низкий, маленький.
- Белый, длинный, черный.
- Тяжелый, длинный, легкий.
- Короткий, маленький, длинный.
- Хороший, светлый, плохой.
3 этап. Расширение словаря посредством глагольной лексики.
Работая над практическим усвоением глаголов в речи детей, на подгрупповых занятиях при помощи таких игр, как «Скучно, скучно…», «Руки в стороны», «Вспомни и расскажи», мы отрабатываем такие задачи – развитие слухового внимания, благодаря этим играм мы учим детей слышать в речи логопеда слова, обозначающие действие, а также дети сами выполняют определенные действия. Игры дают возможность расширить пассивный и активный глагольный словарь детей, соотнести действие со словом, проследить последовательность действий и обозначить их словами. Игра: «Кто быстрее принесет картинку?» - предполагает варианты систематизации глагольного словаря. Игры: «Кто как передвигается?», «Поймай - скажи», «Зарядка», «Спал - спала» - помогают детям правильно использовать в речи глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени. Игры: «А ты что любишь?», «Кто интереснее придумает?» - эти игры учат детей спрягать глаголы и составлять предложения по заданному глаголу. Все эти игры учат детей оперировать значением сочетаний слов, правильно и гибко соотносить значения слов, обозначающих действие и предмет. Эти игры также включаются во фронтальные занятия. Здесь мы используем подвижные игры с мячом, они не только учат детей правильно употреблять в речи глаголы, но и воспитывают у детей быстроту реакции, слуховое внимание, формируют понимание отдельных инструкций, умение удерживать их в памяти и правильно выполнять.
Некоторые примеры:
Игра. «Поймай - скажи».
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного.
Образец: Корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет;
собака – лает; тигр – рычит.
Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.Образец: Врач – лечит; художник – рисует;
– варит; пожарник – тушит; плотник – строгает.
Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо
действие его.
Образец: Сережа – катает; Люба – играет; Дима – прыгает;
Игра. «Как кто передвигается?».
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Показываем изображения животных, птиц, насекомых и спрашиваем у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки.
- «Кто как ест»
Кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет
зерно.
- «Кто как голос подает»
Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает. Это занятие вызвало особый интерес, дети активно и живо подражали голосам животных.
Другая информация:
Педагогические технологии - формирование нового педагогического мышления
Следующая проблема педагогической науки связана с разработкой новых педагогических технологий. Под педагогической технологией понимается естественный набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога в контексте современной культуры, на уровне е ...
Творческая деятельность. Характеристика творческой деятельности
Существует иерархия ценностей рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к творческой деятельности: способность – одаренность – талантливость – гениальность.По мнению И.В. Гете, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский ...
Взгляд Василия Великого на „внешнее” образование
В „Беседе к юношам” Василий Великий высказывает христианский взгляд на человеческую жизнь и, соответственно этому, свое отношение к языческому образованию, к изучению языческих писателей. Мы, христиане, „не почитаем и не называем благом того, что доставляет нам совершенство в этой только жизни, но ...