Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремиться к контакту со взрослыми или наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом его социальные связи оказываются нарушенными…
Установлен ряд факторов, определяющих насколько успешно малыш справиться с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны с физическим и психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены. Каково состояние здоровья ребенка; умеет ли и достаточно часто общается со взрослыми и сверстниками? Вот основные критерии по которым можно судить о степени его готовности поступлению в ясли и благополучного пребывания в них.
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?
Прежде всего, нужно хорошо осознать, что без совместной работы родителя и воспитателя здесь не обойтись. Одинаковые цели, единые требования, взаимопомощь в воспитании ребенка – те вехи, которые помогут достичь благополучного поступления в сад и пребывания в нем.
Во время адаптационного периода родителям следует создавать условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит водить его в гости, в неумные компании, связанные с поздним возвращением, а так же принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, не следует перегружать его нервную систему. Как правило, все дети, впервые поступающие в детский сад на 5-7 день заболевают. Поэтому особое внимание нужно уделять состоянию здоровья вашего ребенка.
Поводя итоги можно сказать, что при поступлении в ДОУ следует обратить внимание на следующие особенности вашего ребенка.
Какой тип общения предпочитает малыш в период подготовки к детскому саду.
Стремиться ли ребенок к самостоятельности в игре и самообслуживании? Если он предпочитает, чтобы в этих видах деятельности активными были взрослые, нужно постепенно воспитывать в нем собственную инициативность.
Как ребенок относится к посторонним взрослым? Если он пугается их, плачет, пытается спрятаться за маму, отказывается от общения с ними, нужно обратить на это внимание. Постарайтесь сделать так, чтобы взрослые не только гладили ребенка по голове, и дарили ему конфеты, но и немного поиграли с ним.
Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие чувства он испытывает в обществе сверстников. Если он испытывает трудности в этой сфере можно воспользоваться нашими советами.
Проблемы адаптации.
Посещают ясли 53% мальчиков и 55% девочек. Из них состояние аффекта возникает первое время у 92% детей без различий по полу. Пребывание в яслях представляет для них психотравмирующую ситуацию в результате разлуки с матерью как объектом эмоционального предпочтения и безопасности, появления новых, незнакомых взрослых, которых еще боится ребенок, и ломки жизненного уклада в целом. Под воздействием этих факторов не смогли адаптироваться в яслях 73% мальчиков и 52% девочек. Большая трудность приспособления к яслям у мальчиков обусловлена их более интенсивной привязанностью к матери, чем у девочек, в связи с чем более травмирующим становится отделение от нее и прекращение эмоционального контакта. В свою очередь, более выраженный стресс является одной из причин достоверно более высокой (р<0,01) заболеваемости (большей частью ОРВИ) у мальчиков, посещающих ясли (у 84%), по сравнению с девочками (у 44%).
Посещение яслей в этих условиях становится невозможным и ребенок остается дома, но в более худшем состоянии, чем до их посещения.
Выраженным психотравмирующим воздействием обладает также госпитализация в первые годы жизни по поводу заболеваний, обследования и операции (60% из обследуемого контингента детей, бывших свыше недели в больнице). Госпитализация без матери имеет место у каждого второго ребенка. В этом случае почти всегда отмечается различной длительности и выраженности реактивное состояние. После выписки некоторые дети из-за пережитого эмоционального шока первое время не узнают родителей, затем болезненно реагируют на замечания, становятся более обидчивыми, требовательными и капризными. У них часто расстраивается сон, увеличиваются количество страхов и "прилипчивость" к родителям. Нарастают эмоциональная и вегетативная неустойчивость, вероятность появления психомоторных нарушений в виде тиков, заикания, энуреза. Определенную роль в происхождении невротического состояния может иметь отношение обслуживающего персонала, недостаточно учитывающее психологические особенности детей. Причиной невротического состояния при госпитализации являются в большинстве случаев те же факторы, что и при помещении детей в ясли (отрыв от матери, ломка стереотипа, страх незнакомых взрослых, как и чрезвычайно остро воспринимаемое чувство боли в раннем возрасте). Безусловно, не все реагируют подобным образом. Так, большинство из консультированных нами детей из детского дома не обнаруживают ярких реакций при госпитализации из-за отсутствия возрастных страхов, привязанности или недостаточного понимания происходящего, доходящего временами до степени безразличия. Но даже на детей, заболевающих неврозами, госпитализация действует неодинаково. Наиболее травматична она у детей с последующим развитием невроза страха и истерического невроза, особенно при госпитализации без матери. Это не случайно, поскольку дети с истерическим неврозом эмоционально более тяжело переживают разрыв привычных связей, лишение любви, признания и поддержки. Для детей, заболевающих неврозом страха, более характерно беспокойство в ответ на появление в больнице незнакомых взрослых, контрастирующих своим поведением с привычным отношением матери.
Другая информация:
Перспективы развития системы образования Пензенской области на 2011 год
В 2010/11 учебном году региональная образовательная политика выстраивается в соответствии с задачами развития образования Концепции–2020, основными направлениями развития общего образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Реализация приорит ...
Сущность семьи и брака
Семья малая - социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлено потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Для одних семья – оплот, надежный ...
Развитие дошкольной педагогики в России
После Октябрьской революции дошкольное воспитание стало частью государственной системы народного образования. В 20-е гг. в СССР существовало 3 типа дошкольных учреждений — детские дома для детей-сирот, детские очаги, обслуживавшие детей фабрично-заводских рабочих, и детские сады. В дошкольные учреж ...