Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого.
При обучении диалогической речи нужно развить следующие умения:
Запросить информацию, уметь задать вопрос.
Ответить на вопрос собеседника.
Понять на основании догадки незнакомый элемент в реплике собеседника (или общий смысл реплики).
Употреблять необходимые выражения, установленные нормами литературно-разговорного стиля речи (клише) в пределах материала учебников.
Выразить суждение по поводу реплики собеседника, согласие, несогласие, благодарность, приветствие и т. д.
Трудности выполнения упражнений в диалогической речи:
необходимость распределения внимания между слушанием реплики собеседника и подготовкой собственной реплики;
ограниченность времени (при долгом обдумывании ответа диалог нарушается);
преодоление языковых трудностей при слушании высказывания собеседника и при построении собственного ответа;
необходимость догадываться о том, что может сказать собеседник;
упреждение собственной реплики (выбор слов, грамматических структур и т. п.).
Для развития умений диалогической речи большое значение имеют условно-речевые упражнения с разными опорами.
Условно речевые упражнения - упражнения, которые формируют и развивают речевые навыки; имеющие коммуникативную задачу. Основной признак этих упражнений – грамматические действия в них совершается под управлением учащихся, с помощью подсказок (план, вопрос).
а) имитативные – многократное прослушивание и проговаривание предъявленных грамматических образцов (например, краткие ответы на вопрос, согласие, подтверждение).
б) подстановочные – предполагают другое лексическое наполнение предложенной грамматической конструкции (возразить, помочь вспомнить).
в) трансформационные – учащиеся должны вспомнить и использовать названные в исходной грамматической структуре лексические единицы в нужной форме (высказывание по аналогии, расспрос).
г) репродуктивные – ученики сами выбирают, какую лексическую единицу употребить (свободный ответ на вопрос).
Основная цель условно-речевых упражнений применительно к обучению диалогу – овладение структурами вопроса, ответа, необходимых клише и умением переносить их в другие ситуации.
Упражнения с подсказкой учителя:
Расширение и сужение высказывания. Цель этого упражнения — умение различать ключевые слова, «смысловые вехи» от второстепенных элементов, от деталей. Сужение высказывания имеет целью научить выделять основные факты, главное в высказывании — излагать мысль без лишних деталей.
Комбинирование двух речевых образцов. Цель упражнения — овладевать умениями комбинирования языкового материала.
Формулировка вопроса при помощи картинки и с подсказкой.
Упражнения с опорой на образец:
Микробеседа. Это упражнение создает ситуацию естественного общения и, приближаясь к «скрытым» приемам, дает возможность запомнить аутентичную речь, а также помогает автоматизировать навыки грамматически правильной речи.
Упражнения с эквивалентными заменами. Наша мысль может выражаться различными средствами языка. Умение выражать по-разному одну и ту же мысль очень важно при овладении речевой деятельностью.
Упражнения с опорой на наглядность:
Ответы на вопросы по картинкам.
Составление диалога, пользуясь картинкой или серией картин.
С опорой на ситуацию:
С ограниченным языковым материалом.
Без ограничения материала
Созданную при помощи изображения на фланелеграфе (или рисунка, эпифильма, диафильма).
Хорошим переходом к подлинно речевым упражнениям будет управляемый воспитателем диалог. Подлинно речевые упражнения сводятся в основном к следующему:
диалог в парах, подготовленный в классе по ситуации, по плану;
драматизация прослушанного или прочитанного текста;
выполнение роли персонажа фильма при: выключенном звуке;
беседа по обсуждению прочитанного текста (групповая работа) с подготовкой и без нее; это упражнение подразумевает умения задавать вопросы, отвечать развернутыми репликами, выражать согласие или несогласие с мнением товарища.
Все эти упражнения имеют целью развитие умения переносить в новую ситуацию выученные слова и речевые образцы, что связано с осознанным конструированием, но не лишает речевое общение его коммуникативного характера, так как осознанные действия протекают в свернутом виде. Следует широко использовать естественные ситуации общения, связанные с жизнью и интересами дошкольников.
Другая информация:
Психологическая и лингвистическая характеристика
диалогической речи
Диалог - генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»). Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что находит отражение в ст ...
Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. Технологией обычно называют процесс переработки исходного мате ...
Организационные формы воспитания школьников
Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса. Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов). Мероприятия - это занятия, события, ситуации, органи ...