Адаптация ребенка к новым общественным отношениям, совершенствование и образование его разнообразных коммуникаций с другими людьми, так же как развитие способностей завязывать упрочивать и обогащать межчеловеческие отношения очень важна с периода раннего детства для состояния здоровья и развития ребенка. Развитие ребенка не автоматический процесс, реализующийся сам по себе, а осуществляющиеся только при активном участии самого ребенка. «Способность устанавливать и укреплять межличностные контакты предполагает возможность адаптации к микросоциальной среде при ее изменении.»
Таким образом адаптация необходима и неправильно, на мой взгляд, думать, что ребенка следует охранять от нее. Это не совместимо с условиями современной жизни, и задача заключается в том, чтобы целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка, без чего невозможно активное участие в жизни социума.
«Всякая адаптация к внезапному изменению окружающих условий означает, после соответствующей ориентировки, выработку новых или перестройку более или менее прочных привычек и форм поведения.Эти задачи требуют перестройки имеющихся динамических стереотипов, что приводит к определенному нервному напряжению, а в результате этого к более или менее выраженным колебаниям в вегетативной регуляции, нарушениям в эмоциональном состоянии и поведении».
Можно различать несколько фаз адаптации:
Острая фаза адаптации, когда наиболее выражены сдвиги по различным параметрам. Почти у всех детей при поступлении в детский сад нарушался аппетит, сон. Эмоционально они в этот момент очень неустойчивы.
Подострая фаза, при которой эти сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам. Например, нормализуется сон, но очень долго отсутствует аппетит или наоборот.
Фаза убыстренного развития или компенсации, во время которой не только исчезают какие-либо отклонения, но и отчетливо проявляются положительные сдвиги в поведении детей. Многие дети перейдя на эту фазу становятся очень общительными, активными, помогают друг другу.
«Длительность острой фазы различна в зависимости от возраста. Для детей первых лет жизни это в среднем первый месяц их пребывания в детском коллективе; у детей переходящих из яслей в детский сад – до 15 дней. Подострая фаза длится у детей раннего возраста 2-3 месяца. Затем наступает как бы «взрыв», при котором темп развития несколько опережает обычный для данного возраста. Фаза компенсации наблюдается около 3-6 месяцев, а затем ход развития приобретает нормальное течение».
Все указанные выше фазы адаптации выявляются только при легкой или средней адаптации. Тяжелая же, вследствие ее причин обычно более длительная и неблагоприятно отражается на развитии и состоянии здоровья.
Еще одна сторона, которую следует отметить – восприятие ребенком детского сада со стороны отношения с семьей. При адаптации к коллективу детского учреждения речь идет не о нарушении связей с родителями, давно образовавшихся и закрепившихся в те первые месяцы жизни, которые ребенок при нормальных семейных условиях проводит исключительно в семье. Речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и о формировании новых связей, которые однако, не имеют и не должны иметь характера семейных. Важной задачей в этом аспекте является донести до ребенка эту мысль, помочь побороть этот страх и тем самым открыть притягательные возможности нового мира, новой окружающей среды. Это и новые неизвестные игрушки, и кончно же новые взрослые, которые откроют этот новый мир.
Подводя итоги, можно сказать, что требования, стоящие перед ребятами с момента знакомства с новыми условиями среды, безусловно являются в той или иной мере трудной задачей. Степень трудности зависит от индивидуальных особенностей имевших место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребенка. Поэтому следует искать пути, помогающие ребенку возможно более легко преодолевать эти трудности, поскольку в это же время происходит расширение его социальных связей и тренировка адаптационных возможностей.
Максимально облегчить адаптационный период – задача ДОУ, которая реализуется последствием педагогических возможностей.
Другая информация:
Формирование грамматического строя в онтогенезе
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахноровича, Д. Б.Эльконина и др. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании слово ...
Технология изготовления комплекта бисерных украшений «Розовая фантазия»
Девушки и женщины, изготовлявшие украшения придавали им особое значение, ведь они изготовляли их специально для каждого случая. Украшения – это съемные, подвижные убранства из различных материалов, которые с давних времен на всех континентах носили люди. Нет такой части тела, для которой не было бы ...
Концептуальные основы изучения билингвизма
Билингвизм как научная проблема начал складываться в конце XIX века, однако как феномен, как социальное явление он имеет корни, уходящие еще в античный мир: смешение языка завоевателей и побежденных на завоеванных территориях. Именно социальные причины пробудили дидактический интерес к проблеме как ...