Отбор детей в специальные учреждения является весьма ответственным и вместе с тем очень трудным делом. Несмотря на усиленное внимание к этому вопросу со стороны дефектологов, а также представителей ряда других областей знаний, изучение детей в целях выявления умственной отсталости и предупреждения ошибок в диагностике остается одной из самых кардинальных проблем дефектологии. В связи с этим многие педагоги-дефектологи, психологи, клиницисты ведут активный поиск научно обоснованных методов отбора. К ним следует отнести и изобразительную деятельность, в частности рисование.
Рисунок легко поддается всестороннему анализу. Это обстоятельство давно привлекало многих специалистов, пытавшихся установить корреляцию (соотношение) между рисунком и состоянием интеллекта.
Г. Кершенштейнер еще в 1914г. показал, что между способностью к рисованию и умственным развитием наблюдается определенная зависимость. Высокий уровень графической деятельности невозможен без соответствующего уровня интеллектуального развития. Наличие более или менее отчетливых изображении говорит о том, что рисующий располагает определенными познавательными и графическими возможностями. Отсутствие же предметных изображений в рисунках ребенка школьного возраста позволяет предположить, что у него имеется некоторое отставание в общем развитии.
Таким образом, рисунок оказалось возможным и целесообразным использовать в диагностических целях.
Некоторые современные зарубежные специалисты используют в целях диагностики умственной отсталости метод тестов. Среди этих тестов немало графических. Особенно большое распространение получил тест, предложенный Ф. Гудинаф (США). Суть его заключается в том, что ребенку предлагается графическое задание (нарисовать фигуру человека), а затем проводится количественный подсчет элементов рисунка. На основе такого анализа изображения и математической обработки полученных данных определяется коэффициент интеллектуальной одаренности (JQ), который и служит решающим критерием при оценке умственных способностей ребенка.
Простота, доступность и удобство статистической обработки сведений, добытых этим методом, не позволяют, однако, говорить о его объективности и научной достоверности. Использование графических тестов не вскрывает особенности личности обследуемого, а лишь, отражает уровень его изобразительных навыков или констатирует недоразвитие*отдельных психических функций.
Известный психолог А.М. Шуберт указывала на приблизительный характер результатов тестовых испытаний и предостерегала исследователей от увлечения этим методом, так как он может привести к грубым ошибкам и нанести вред ребенку.
На необходимость и важность привлечения детских рисунков для психолого-педагогического изучения личности ребенка указывают Л.В. Занков, Н.П. Сакулина, В.Я. Василевская, О.В. Правдина, А.А. Венгер, Т.Н. Головина, С.Д. Забрамная и др.
Исследователи отмечают, что выполненные умственно-отсталыми рисунки, носят специфический характер. Указывается и на то, что общий уровень развития рисования у старшеклассников специальной школы ниже, чем у нормальных учеников младших классов.
Резкое различие наблюдается в рисунках аномальных детей, относящихся к разным клиническим группам. Видный советский ученый в области изобразительного творчества детей Н.П. Сакулина пишет: «Чем глубже задержка умственного развития, тем позже и с большим трудом осваивают дети предметное рисование. Среди детей глубоко умственно отсталых в возрасте 8—10 лет встречаются и такие, которые не в состоянии нарисовать ничего отчетливого».
К аналогичным выводам приходят и другие исследователи. В частности, подчеркивается, что рисунки детей с легкой умственной недостаточностью имеют несравненно больше преимуществ, чем рисунки глубоко умственно отсталых детей (Б. Цражич). Используя это обстоятельство, Э. Шольц-Эрзам широко иллюстрирует рисунками детей разной степени умственной отсталости свою книгу «К психопатологии умственно отсталого ребенка».
По мнению таких авторов, как А.Бусс, О.Марзанд, Э. Шольц-Эрзам, К. Винтер, с помощью рисунка можно определить особенности восприятия, внимания, памяти ребенка. При этом подчеркивается важность сопоставления процесса, рисования кандидата в специальную школу с аналогичной деятельностью нормально развивающегося ребенка. В частности, авторы описывают ряд характерных признаков, обнаруживаемых у нормального и умственно отсталого ребенка 6—8 лет во время рисования по представлению и анализа готового изображения.
Другая информация:
Преимущества и недостатки модульной технологии
Работа по модульной технологии имеет ряд преимуществ, так как ученики получают возможность изучать материал самостоятельно по дифференцированной программе, вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость, работать дома в случае пропусков уроков по болезни. Кроме этого, на уроке созда ...
Описание результатов внедрения Триз в педагогический процесс
На сегодняшний день применение методов ТРИЗ и РТВ в педагогике включается три основных направления разработок: - дополнение и изменение традиционных дисциплин; - создание новых технологий обучения на основе ТРИЗ-РТВ; - разработки в области теории творческого мышления. Первое направление разработок ...
ИТО в развитии творческого
мышления
Виды творчества весьма различны по своей природе – это художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. Следуя Л.С. Выготскому, определявшему «творчество социальных отношений», т.е. «творческие способности к быстрой и умелой социальной ориентировке», можно выделить коммуникативное и ...