Поскольку рисунки детей с разными степенями умственной отсталости качественно отличаются друг от друга, то проведенный с учетом уровней изобразительной деятельности анализ работ может быть использован в целях дифференциальной диагностики. В этом случае, хотя и весьма условно, могут быть использованы некоторые ориентиры, предложенные А. Н. Лозовым:
I. Для «свободных» рисунков умственно отсталых детей в возрасте 8 — 10 лет с легкой интеллектуальной недостаточностью характерно следующее: самостоятельный выбор темы; относительно разнообразная тематика рисунков; отклонение в процессе рисования от первоначальной изобразительной задачи и дополнение рисунка новыми объектами; нелогичность смысловой стороны рисунка; плоскостное, примитивное и схематичное изображение предметов.
В отличие от других групп умственно отсталых эти дети проявляют некоторую критичность к своему рисунку. Изобразительная деятельность, как правило, сопровождается положительными эмоциями. Ориентировочное время работы над рисунком — до 20 минут.
2. Для рисунков детей с более глубокой степенью интеллектуальной недостаточности характерны: ограниченность тематики и значительная обусловленность выбранной темы предшествующей изобразительной деятельностью; крайняя примитивность изображения; отсутствие логической связи между изображаемыми объектами; преимущественное использование одного или двух цветов, контурная раскраска или ее полное отсутствие.
Детям этой категории свойственны, кроме того, повышенная отвлекаемость во время рисования и появление аффективных состояний, слабая критичность к результатам деятельности. Примерное время выполнения рисунка — 10 минут.
3. Для графической деятельности детей с глубокой степенью умственной отсталости характерны: неумение самостоятельно приступить к рисованию; ограниченное использование ранее усвоенных графических элементов; отсутствие предметного изображения; использование, как правило, одного, случайного цвета.
Эти дети обычно не принимают задание, начинают Манипулировать карандашом, перемещать лист бумаги по столу, у них нередки проявления аффективных реакций. Они не критичны к своей деятельности. Продолжительность работы над рисунком — менее 5 минут.
Повторим, что использование этих критериев для дифференциальной диагностики требует осторожности и творческого подхода.
Установить на основе рисунка достаточно точно уровень познавательных возможностей детей удается не всегда, так как диапазон «графической умелости» слишком велик и у разных людей проявляется по-разному. Вместе с тем наблюдения за испытуемым во время рисования, беседа с Ним по поводу нарисованного и сам рисунок дают ценный материал, который можно рационально использовать при обсуждении особенностей умственно отсталого ребенка.
Следует специально подчеркнуть, что в ряде случаев рисунки не Могут служить истинным показателем снижения интеллекта. Иногда в силу некоторых причин рисунок не отражает реальные умственные способности ребенка. Поэтому графическое изображение предметов и явлений окружающего мира не может выступать в качестве единственного критерия Оценки интеллектуального развития.
Изучение рисунков с целью установления диагноза должно проводиться в совокупности с анализом всех остальных данных психолого-педагогического обследования. При этом результаты наблюдения за процессом рисования существенно дополнят сведения, полученные о ребенке специалистами с помощью других методов, что позволит составить полную и объективную характеристику, сделать правильные выводы, дать соответствующие рекомендации.
Другая информация:
Рисование как средство диагностики интеллектуального развития ребенка
Отбор детей в специальные учреждения является весьма ответственным и вместе с тем очень трудным делом. Несмотря на усиленное внимание к этому вопросу со стороны дефектологов, а также представителей ряда других областей знаний, изучение детей в целях выявления умственной отсталости и предупреждения ...
Этап работы над проблемной темой
Выделите основную идею, на которую Вы будете опираться при проведении исследования; Укажите документы, постановления государства, Правительства, философские, педагогические учения, которые послужат основой исследования; Опишите научную новизну и теоретическую значимость исследования (что нового в о ...
Понятие "андрагогика", сущность андрагогики
Понятие "андрагогика" было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом. Выстроенное по аналогии со словом "педагогика", оно имеет греческое происхождение (андрос - мужчина, человек; агогейн - вести). Если переводить буквально, андрагогика - это &qu ...