Материалы » Особенности рисунка ученика специальной коррекционной школы » Рисование как средство диагностики интеллектуального развития ребенка

Рисование как средство диагностики интеллектуального развития ребенка

Страница 2

Рисование — лучший способ налаживания отношений с малоконтактными, молчаливыми или замкнутыми детьми. В связи с этим работники медико-педагогических комиссий и диагностических групп нередко начинают проводить обследование, предложив ребенку выполнить какой-либо рисунок: по выбору («Нарисуй, что хочешь, что умеешь, что любишь»); по замыслу («Что подарим маме»); на заданную тему («Нарисуем картинку к сказке "Колобок"»); по тексту-описанию («Два дома рядом — большой и маленький. У большого дома — два окна и дверь, у маленького — одно окно и дверь» и др.); по непосредственному наблюдению («Игрушка-грузовик» и др.).

Каждое из этих заданий направлено на развитие различных сторон деятельности ребенка. С их помощью в определенной мере можно установить запас имеющихся представлений о предметах и явлениях, степень подготовленности руки к выполнению графических действий, наличие умения передавать в рисунке изображение знакомых предметов и узнавать их. Предлагаемые задания помогают обнаружить наличие (или отсутствие) зрительной и зрительно-моторной памяти, способности воспринимать и анализировать форму, величину, цвет, строение предмета.

Об уровне сенсорного и интеллектуального развития ребенка нельзя судить по одному-единственному рисунку. В одних случаях, например, в работах по выбору, когда ребенок воспроизводит картинку-штамп (единственное, что может нарисовать), изображение может оказаться более или менее удовлетворительным, тогда как в других случаях в рисунке нельзя узнать ничего определенного.

Слабыей интеллектуальные возможности большинства из направляемых в специальную школу не позволяют им успешно выполнять изобразительные задачи. Умственно отсталые дети 7—8 лет часто не владеют предметным изображением, а самостоятельный рисунок нередко состоит из однообразных повторяющихся элементов (кругов, черточек, точек и т.п.), а иногда и просто каракулей, неопределенных образований. Изображения предметов, Которые узнаются, весьма примитивны, Если нормально развивающийся первоклассник может нарисовать фигуру человека, в которой основные части выражены достаточно определенно, то рисунки олигофренов в основном не отражают признаков человеческой фигуры и построены по типу «головонога», что в норме соответствует младшим дошкольникам.

Для сравнения приводим рисунки учащихся I класса общеобразовательной (рис. 1) и специальной (рис. 2) школ.

Рис. 1 Рис. 2

Большие различия обнаруживаются в рисунках нормальных и умственно отсталых детей, выполненных по непосредственному наблюдению. Несмотря на то, что имеется реальная возможность всесторонне рассмотреть предмет, умственно отсталый ребенок воспроизводит в рисунке, как правило, только основные части, опуская многие детали и характерные особенности. Во многих случаях наблюдается незавершенность, фрагментарность изображения.

В рисунках, поступающих в 1 класс нормальных детей также много неточностей, особенно в передаче пропорций, однако в, целом рисунок отличается законченностью, относительной полнотой, детализацией.

Предлагая то или иное графическое задание, важно проследить, как ребенок его принимает, адекватно ли действует, обучается ли. Если он отказывается рисовать, можно предположить, что имеется некоторое снижение уровня развития или нарушение эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев даже дети со сниженным интеллектом готовы приступить к работе независимо от степени ее трудности. Поэтому гораздо важнее установить, действует ли ребенок в соответствии с заданием.

Об отставании в развитии, умственной отсталости или наличии каких-либо других нарушений могут говорить бедность замысла, неумение выразить графически, даже самый простой сюжет, изображение объектов, не относящихся к предложенной теме или противоречащих ей, неадекватная передача окраски деталей объекта, грубое нарушение в рисунке, пространственных признаков и отношений, различного рода нелепости, наконец, отсутствие предметных изображений.

Некоторые элементы обучения, которые обычно сопутствуют изобразительной деятельности ребенка во время диагностического обследования (наводящие вопросы в связи с особенностями строения предмета, привлечение внимания к характерным деталям игрушки, показ изображения той или иной формы, демонстрация какого-либо приема и т.п.), способствуют выявлению умственного развития тех, кого предполагается направить в специальную школу. Отсутствие обучаемости, неумение воспроизвести простейший изобразительный элемент по подражанию, неадекватность действий после показа могут быть обусловлены снижением интеллекта. Эти моменты необходимо учитывать при составлении характеристики.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Практическое применение методов активизации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка
Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения. Он получил своё распространение в 20-30-х гг. 20в. в советской и зарубежной школе. Он основывается на теоретических п ...

Подходы социокультурного построения образовательных процессов
В педагогике как отрасли гуманитарного знания понятие «культура» рассматривается в контексте единства освоения духовной деятельности человека и человечества. Это положение, став основой педагогической теории и практики, приходит на смену представлению об образовании, как узкопрофильной деятельности ...

Понятие о педагогической технологии
Нет сомнения, что каждый в меру образованный человек сегодня постоянно сталкивается с понятием «технология», которое нередко употребляется в бытовом значении, а с другой стороны заключает в себе общий смысловой элемент: обозначает процесс материального воздействия на материальное тело с целью получ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru