Материалы » Методика воспитания двигательных качеств как фактора, влияющего на эффективность игры в нападении баскетболистов 14-15 лет » Возрастные особенности юных баскетболистов

Возрастные особенности юных баскетболистов

Страница 3

Большое значение в баскетболе имеет способность мозга к предвидению событий. Игроку приходится постоянно вычислять вероятность предстоящих изменений на площадке, угадывать возможные передвижения игроков. Предопределять время и место появления мяча или игрока даже в том случае, если он видит часть траектории их движения. Эта способность заметно растёт по мере повышения спортивного мастерства. Мастера спорта и перворазрядники почти в 2 раза лучше решают подобные задачи, чем спортсмены 2 и 3 разрядов, и в 3-6 раз лучше, чем новички. Все эти данные указывают на то; что процесс совершенствования специальных умственных способностей юных баскетболистов управляем и требует специальной работы тренера.

Роль зрения при игре в баскетбол.

Известно, что подавляющее количество информации о внешнем мире (до 80-90%) человек воспринимает благодаря зрению. При этом глаз не просто «перерисовывает» в мозгу полученное извне изображение. По зрительным каналам передаётся в высшие отделы мозга лишь самое необходимое, самое значимое для человека в данный момент. Это очень облегчает сбор информации и зрительную ориентировку в пространстве. По мере приобретения опыта мозг может воспринимать не все детали окружающего мира, а сразу целые, обобщённые образы, что ускоряет обработку зрительных впечатлений.

У детей 10-12 лет заканчивается созревание зрительной системы. К этому времени отделы мозга способны выделять и анализировать необходимые сведения их общего потока зрительной информации. В баскетболе, где спортсмену постоянно нужно следить за передвижением игроков и мяча, роль зрения особенно велика. В процессе многолетней тренировки и именно в зрительной функции происходят наибольшие изменения. Глаз игрока видит значительно большую часть пространства, чем глаз нетренированного человека. Это облегчает ориентировку игрока на поле, улучшает их взаимодействия, повышает эффективность технических и тактических действий.

Когда изучали влияние слуха, зрения и кожной чувствительности на эффективность выполнения бросков, то оказалось, что наибольшее ухудшение вызвало ограничение бокового зрения.

При утомлении у игрока зрение ухудшается, и это снижает результативность его действий. Для точного выполнения различных приёмов, очень важна способность зрения оценивать удалённость предметов в пространстве. По этой способности, объёму воспринимаемого пространства и остроте зрения баскетболисты занимают одно из первых мест среди спортсменов других видов спорта. При этом следует учесть, что чем больше в упражнениях используются сигналы, тем больше совершенствуется зрительный аппарат баскетболиста. Особенно важно влияние баскетбола на внутренние мышцы глаз, от которых зависит приспособление глаза к видению на различных расстояниях. Занятия баскетболом тренируют внутренние мышцы глаза и поэтому являются средством предупреждения и лечения близорукости у подростков.

Точность действий в баскетболе зависит не только от состояния зрения, но и от сочетаний движений глаз и рук. Если движение глаз определяет движение рук, то достигается высокая точность. Перед броском, например, подросток должен сосредоточить взгляд на кольце, иначе мяч не попадёт в него. Оказалось, что если при утомлении движение глаз запаздывает и произойдёт одновременно или даже позднее движения рук, то бросок будет неточным.

При рассматривании предмета оба глаза наводятся на него. От точности этой наводки зависит четкость изображения, получаемого мозгом. Это происходит потому, что каждый глаз посылает мозгу своё изображение. Лишь при чёткой координации движения обоих лаз в мозгу возникает одно-единственное изображение, что обеспечивает высокую эффективность выполняемых движений. У баскетболистов такое идеальное согласование встречается гораздо чаще, чем у лиц, не занимающихся систематической тренировкой.

В конце тренировочных занятий и после соревнований согласованность движений глаз может временно ухудшиться. Эти явления больше выражены у менее квалифицированных и более молодых баскетболистов.

Роль слуха, чувства равновесия, кожного и мышечного чувства.

С помощью слуха человек получает значительно меньше информации, чем с помощью зрения. Однако это очень важная информация. В первую очередь - наша речь. Она необходима человеку для общения друг с другом. В командной игре слова служат для взаимодействия игроков. Указания тренера и замечания судьи - это тоже словесные сигналы. А как важна для игроков реакция болельщиков! Различные звуки помогают ориентироваться в пространстве, оценивать, не глядя вокруг, удалённость игроков друг от друга, а также освоить ритм движений.

Сохранять тонкую координацию движений и поддерживать необходимую рабочую позу позволяет игроку чувство равновесия. Однако сильное раздражение вестибулярного аппарата при резких изменениях направления движения, поворотах, падениях и наклонах приводит к нарушению координации движений. При этом не только ухудшаются бросков и передач, но и нарушается зрение и мышечная чувствительность. Изменяется дыхание, кровяное давление и частота сердечных сокращений. В тяжёлых случаях возникает головокружение, тошнота, рвота. Все эти реакции бывают при низкой устойчивости вестибулярного аппарата. Занятия баскетболом повышают его устойчивость, даже после вращения на специальном кресле у них не нарушается деятельность скелетных мышц, К 13-16 годам уровень развития уже достаточно высок, это на 2-3 года раньше, чем у их сверстников, не занимающихся систематической тренировкой.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Методика воспитания двигательных качеств
Внедряемая методика содержала следующие упражнения и задания: Перечень упражнений из комплекса ОФП: Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах одновременно). Выполняются «до отказа». Повторяется 1-2 раза с интервалами отдыха 3-5 мин. Упражнения на преодоление ...

Экспериментальное обоснование эффективности использования ролевых игр на уроках английского языка как средство развития диалогической речи
Так как темой нашей дипломной работы является ролевая игра как средство развития диалогической речи учащихся на уроках английского языка, то для того, чтобы выявить условия эффективного использования ролевых игр как средства развития диалогической речи на уроке, необходимо провести исследование, ко ...

Методика обучения чтению и её роль в организации учебно-воспитательного процесса на уроках чтения в старших классах
На связную письменную речь, к сожалению, не обращается достаточного внимания. Специальные исследования, проведенные В.Я. Ляудис и И.П. Негурэ, показали, что наиболее успешно овладение письменной речью идет в условиях продуктивной (творческой) деятельности учащегося. При этом необходимо организовать ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru