Материалы » Методика воспитания двигательных качеств как фактора, влияющего на эффективность игры в нападении баскетболистов 14-15 лет » Возрастные особенности юных баскетболистов

Возрастные особенности юных баскетболистов

Страница 1

Баскетбол – одна из самых популярных игр в мире, самый массовый, представительный и зрелищный вид спорта.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Он является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, уверенность в себе, воспитывают чувство коллективизма.

Большое значение имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразные воздействия во время игры стимулируют созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствуют проявлению наследственных возможностей нервной системы.

В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Ход событий на площадке заранее неизвестен спортсмену и тренеру. Действовать г:?и холится в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность - мгновенная опенка ситуации, решение тактической задачи, выбор ответных действий.

Игрок, находящийся на площадке, должен оценивать расположение игроков своей команды и соперника, анализировать особенности возникающих комбинаций, предвидеть направление передач мяча. В условиях недостатка времени успешность его действий определяется не только правильностью выбранных решений. Но и скоростью осуществления нервных процессов.

В крайне малые отрезки времени мозг спортсмена воспринимает и обрабатывает информацию от различных систем организма. Скорость работы мозга должна учитываться уже на начальных этапах отбора. Ведь особенности нервной системы весьма различны у разных людей. Хотя процессы переработки информации совершенствуются в процессе многолетней практики, но в значительной степени они определяются врожденными способностями нервной системы.

Способность мозга к обучению также различна. Если выполненное действие не соответствует задуманному результату, то на основе зрительной и другой информации в программу вносятся поправки. С их помощью при повторных попытках совершенствуется техника выполнения движений. Этот процесс протекает с разным успехом, что характеризует различную тренируемость юных спортсменов.

К 14-16 годам мозг по своему развитию приближается к уровню мозга взрослых, что позволяет переходить к этапу углубленной тренировки. В этом возрасте юные спортсмены уже могут не только управлять своими движениями в самых разнообразных условиях. Но и осваивать тонкости тактического мышления. От взрослых игроков их отличают, однако, недостаточная выносливость.

Возраст и управление произвольными движениями.

Произвольными движениями человека управляют различные отделы спинного и головного мозга, однако ведущую роль играет кора больших полушарий головного мозга. Все эти отделы созревают по мере роста человека не одновременно, Раньше всего созревают те зоны коры больших полушарий, которые непосредственно принимают информацию от различных участков тела (зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные и др.) или передают управляющие команды (моторные области), несколько позже - окружающие их участки коры, в которых происходит узнавание и осмысливание этой информации. Самыми последними в ходе индивидуального развития созревают высшие отделы коры (их называю! ассоциативными), от которых зависит сознательная деятельность человека, сложные процессы мышления и речь. Их развитие продолжается и у взрослых. Эти особенности мозга и определяют постепенное становление движений,

К 14-16 годам мозг по своему развитию приближается к уровню мозга взрослых, что позволяет переходить к этапу углубленной тренировке. В этом возрасте юные спортсмены могут не только управлять своими движениями в самых разнообразных условиях, но и освоить тонкости тактического мышления. От взрослых игроков их отличает, однако, недостаточная выносливость. В результате у них быстрее снижается в процессе игры точность бросков и передач, увеличивается число ошибочных действий.

Двигательные навыки.

Основы движений закладываются у детей в раннем возрасте-до 3-4 лет. На этой базе формируются специализированные моторные акты, К 12 годам дети уже осваивают основной объем приобретённых двигательных навыков и умеют программировать новые движения. Однако программирование предстоящих движений должно отличатся у юных баскетболистов большей точностью, несмотря на недостаток времени. Многие действия в баскетболе (броски, передачи) весьма кратковременны. Например, время выполнения основной фазы броска у мастеров спорта составляет всего 0,3-0,4 с В такие промежутки времени невозможно вносить поправки при выполнении движения. Вследствие этого исправление движения чаще всего происходит лишь при последующих попытках. Все движения от начала до конца должно быть заранее запрограммировано, что требует специальной отработки моторных программ. В процессе тренировок для этого изменяют условия выполнения отдельных приёмов (положение тела игрока, расстояние до кольца, активное сопротивление защиты и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Методическая сторона урока
1. На какие части урок распадался, насколько удачна последовательность этих частей - насколько удачно взята определенная методическая форма за основу и насколько удачно было сочетание различных методических приемов. 2. Какие из следующих элементов педагогического процесса имели место на уроке: - по ...

Обзор диагностических методик по выявлению нарушения чтения у детей с ОНР III уровня
При разработке методики Р.И. Лалаевой за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности. Таким образом, в соответствии с психолингвистическим подходом, при исследова ...

Особенности распознавания семантически близких значений
Задания данной группы вызвали у детей, вошедших в экспериментальную группу, значительные затруднения. Детям сложно было найти лишнее слово, некоторые отвечали наугад и выбор свой никак не могли объяснить. Другие же пытались найти какое-то логическое объяснение своему решению. Так, например, в групп ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru