При разучивании новых движений очень важно приучать ребят к переменной мощности работы, разнообразным интервалам передвижений и отдыха, к выполнению точных действий в различных условиях и при различной скорости передвижения. Нервная система адаптируется к постоянному переключению мощности, изменению скорости и направлений действий. Даже при разучивании стандартных движений, например штрафных бросков, изменение высоты корзины, её размера, веса и объёма мяча, расстояние до корзины, угла броска привело к резкому улучшению точности бросков у юных баскетболистов с соперниками, которые разучивали эти броски в стандартных условиях.
Особенности опорно-двигательного аппарата.
Подсчитано, что квалифицированный баскетболист за игру пробегает около 4000 м, из них в быстром темпе 600 м с ускорениями по 7 м; 350 раз меняет темп движений; 500 раз изменяет направление; 250 м передвигается с мячом, примерно 80 раз владея им; 50 раз останавливается после бега; выполняет в защите 500 движений ногой и 150 рукой; совершает 260 наклонов туловища, 300 поворотов, 90 прыжков и т.д.
При длительных занятиях баскетболом, особенно при начале занятий в раннем возрасте, наблюдаются значительные изменения двигательного аппарата баскетболистов. Характерно увеличение длины и толщины конечностей, упрочнение костей и связочного аппарата. У баскетболистов особенно увеличивается длина плеча и бедра.
Резкое увеличение длины тела начинается у мальчиков с 12 до 18 лет. Это в основном наследуемый признак, а тренировка оказывает не значительное влияние. Вес тела можно специально регулировать. Он быстро нарастает у юношей с 13 лет. На протяжении всего периода школьного обучения продолжается окостенение различных частей скелета. К 13 годам завершается окостенение запястных и пястных отделов рук, окостенение фаланг пальцев ног приходится к 15-21 году, пальцев рук на 1-2 года позже. Окончательно этот процесс завершается лишь к 25 годам. Недостаточная зрелость опорного аппарата требует особого внимания при организации физического воспитания и спортивной тренировки в подростковом возрасте.
Значительный рост и вес игрока обуславливает большую нагрузку на ноги, что при большом объёме и интенсивности выполняемых -упражнений может приводить к искривлению костей, развитию плоскостопия и травм.
Следует также избегать многократного повторения асимметричных упражнений, так как они ведут к асимметрии конечностей и туловища. Необходимо следить за осанкой, развитием мышечного корсета для укрепления правильного положения скелета.
В возрасте 7-18 лет происходят значительные изменения состава, длины и толщины мышечных волокон. Вес мышц в младшем школьном возрасте (7-12 лет) составляет около 30% веса тела, а к 17-18 годам он нарастает до 44% и более. Это обуславливает соответственно рост мышечной силы. У спортсменов вес мышц может достигать 50% веса тела. У юных спортсменов в мышечных волокнах больше воды и меньше плотного осадка. Они более эластичны, чем мышцы взрослого. Мышцы легче растягиваются и при большой подвижности в суставах обеспечивают большую амплитуду движений (проявление качества гибкости).
В современных условиях неуклонное совершенствование методов спортивной тренировке и рост спортивных результатов требуют разностороннего анализа и научного обоснования изменений, происходящих в организме спортсмена под влиянием физических нагрузок, В спортивных секциях необходимо осуществлять постоянный контроль за всесторонним гармоническим развитием юных спортсменов с одновременным спортивным их совершенствованием.
Известно, что высокий рост спортсменов в сочетании с развитой прыгучестью имеет большое значение в баскетболе. По данным Н.И.Волкова и В.И. Данилова известно о том, что средние показатели длины и веса тела баскетболистов четырёх групп (3, 2, 1 разрядов и мастеров спорта) возрастают по мере повышения их спортивной квалификации. Также обнаружена взаимосвязь между длиной тела и достижениями спортсмена.
Развитие умственной работоспособности.
На эффективность игровой деятельности баскетболиста оказывают влияния его интеллектуальные качества, особенности типа нервной системы, способность к тактическому мышлению, В спортивных играх необходимы
специальные, интеллектуальные качества: быстрота и объём зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость внимания, помехоустойчивость и др. У подростков, занимающихся баскетболом, эти качества формируются уже в 10-11 лет и под влиянием спортивной тренировки продолжают успешно развиваться. Большой объём и высокая интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимость быстрых и точных дифференцировок приводят к повышению силы и подвижности нервных процессов.
Способность к решению простых, зрительно-моторных задач улучшается уже в 12 лет и продолжает до 16 лет. Задачи, требующие восприятия более сложных ситуаций, решаются лучше с 14-летнего возраста. Следовательно, в этом возрасте необходимо выявлять и развивать способности к оперативному мышлению. Раннее выявление и специальное развитие этих качеств определяют успешность отбора и тактической подготовке баскетболистов. При этом важно учесть, что неадекватное использование тестов для оценки умственной работоспособности, особенно неспецифических, может неправильно ориентировать тренера. Скорость приёма и обработки информации в лабораторных условиях и естественных условиях существенно отличается. Быстрый бег и выполнение большого числа различных приёмов оказывают негативное влияние на игровую, умственную деятельность. Это влияние тем больше, чем выше возраст и квалификация игрока. Правильно построенная разминка, особенно игрового характера, улучшает способность решать тактические задачи. По мере же развития утомления ухудшается эффективность принимаемых баскетболистом решений и увеличивается время, затрачиваемое на выбор действий. Повышение общей физической подготовке юного спортсмена и его специальной выносливости позволяет снизить негативное влияние сложной игровой ситуации и физической нагрузки на выполнение умственных операций.
Другая информация:
Роль и место математики в профилях различных направлений
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В тоже время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух «полюсах», весьма ...
Основные характеристики классного руководителя
Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог (исследователь, воспитатель, предметник), который является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или на коллектив учащихся. Он просвещает родителей в ...
Методика изучения эпических произведений в школе
Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М.А. Рыбникова: "Методические приемы диктуются природой произведения . Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует ...